Страны Юго — Восточной Азии

Юго восточная азия

Страны Юго — Восточной Азии

Малайский архипелаг  — самый крупный на земле, в его состав входит около 30 000 островов, расположенных на стыке Индийского и Тихого океанов. Архипелаг  находится к юго – востоку от материка Азия. На территории Малайского архипелага находится шесть  азиатских стран: Малайзия, Сингапур, Бруней, Филиппины, Индонезия, Восточный Тимор.  Пять стран, кроме восточного Тимора, относятся к НИС (новым индустриальным странам), Азиатским тиграм», азиатским драконам». Кроме того эти страны входят в международные экономические союзы: АСЕАН, АТЭС, АТР.

Самым крупным государством по размерам территории является Индонезия. Особенностью расселения людей этой территории – это активное заселение территории на границе суши и моря, что отразилось в занятиях человека, в его культуре, в языке. Понятие «Родина» у жителей малайских стран — Tanah air, что значит  «земля и вода».

Таблица

Данные о странах Малайского архипелага на 2012 год

Страна Площадь в тыс. кв. км Соотношение морских/сухоп. границ в тыс. км Числен. нас. в тыс. чел
Малайзия 330 5/3 29180
Сингапур 0,7 О,2/0 5353
Бруней 6 О,2/0,4 409
Филиппины 30 36/0 103775
Индонезия 1905 55/3 248216
Восточный Тимор 15 0,7/0,3 1201

 

Малайский архипелаг

Малайский архипелаг представляет собой цепи многочисленных островов в безбрежном море, с грозными горными хребтами и удушливыми топкими узкими полосками равнин вдоль побережий. Острова покрыты густыми лесами. Здесь много потухших и действующих вулканов. Между островами много узких перешейков. В состав Малайского архипелага входят Большие Зондские, Малые Зондские,  Филиппинские,  Молуккские острова и ряд более мелких скоплений островов. Одни острова сильно перенаселены, другие почти необитаемые. Страны, находящиеся на территории Малайского архипелага отличаются по размерам территории и численности населения на 2 – 3 порядка.

Природа архипелага

Природа Малайского архипелага

Природа Малайского Архипелага очень не стабильна. Береговая линия часто изменяется до  неузнаваемости из – за приливов, цунами, нагонных волн. Частые землетрясения сильно меняют рельеф островов. Извергающиеся вулканы извергают лаву и пепел, удушающие газы, что влияет на расселение людей. При наводнениях и долгих продолжительных дождях часты оползни, которые уничтожают целые деревни, а иногда и городские районы. Острова Малайского архипелага часто оказываются в зоне мощных ливней, сезонных тайфунов, возникновения течений Эль – Ниньо и Ла – Нинья в Тихом океане.

Особенности заселения островов

Рисунок расселения людей на Малайском архипелаге хаотичен. На это влияет множество факторов, действующих тысячелетиями: место расположения острова, природно – ресурные, политические, экономические, технологические, глобальные факторы.

Первоначально суша островов людьми заселялась с моря. Постепенно глубинные территории островов стали рисовыми житницами. Жизнь на островах зависит от ритмов воды, проникающих вглубь островов. Это разливы рек, нагонные воды с моря, приливы постоянно  угрожают поселениям людей. В то же время реки являются источниками плодородия, транспортными путями.

Свайные жилища

1.В странах Малайского архипелага на границе земли и воды сформировался характерный свайный тип жилищ, то есть дома стоят на сваях. Такие дома на затопляемых землях в долинах рек или на самом берегу моря в зоне прилива были ранней формой поселений народов австронезийской языковой группы. Затем часть населения  стало селиться на плодородных землях внутри островов. К настоящему времени на побережьях выросли крупные города. Теперь многие острова перенаселены, и население «перетекает» из аграрной глубинки в приморские города.

2.Из – за перенаселения ранее заселенных островов теперь люди стали заселять малозаселенные острова, причем сохранилась закономерность заселения островов от побережья вглубь.

3.На берегах проливов между островами формируются зоны международного сотрудничества, где идет интенсивное заселение территории.

4.На заселенность островов влияет территориальная дробность крупных территорий, удаленность на островах  от морского побережья, особенности изрезанности береговой линии, рельеф, режим осадков, гидрография, лесистость, степень хозяйственного освоения.

  1. Уменьшение площади лесов из – за лесных пожаров и хозяйственной деятельности человека привело к созданию лесоразработок в других районах. Это привело к строительству дорог в эти районы, часть населения селится либо в новых районах лесозаготовок, либо вдоль дорог к ним. Меняются условия обитания человека и занятия, что приводит к отмене одних факторов расселения людей и появлению новых.
плотность населения юго -Восточной азии

Карта Плотность населения Юго — восточной Азии

6.В настоящее время большинство населенных пунктов размещается не на побережье моря или  равнинах, а в столичных районах.

7.На островах есть густозаселенные и пустынные побережья.

8.Есть густозаселенные предгорья и проливы – приморские «ворота проникновения»  в зоны природных ресурсов и безлюдные  устья рек.

9.Зоны активного заселения районов среднего и верхнего течения рек и  подножья вулканов, эфемерные деревни на воде.

10.Географию заселения островов Малайского архипелага определяют: исторические эпохи заселения, географическое положение, размеры и формы освоения территории, особенности природного ландшафта. В связи с особенностями расселения людей возникли такие названия народов: тагалы – «люди речных берегов», марано – «люди озерных котловин», магинданао – «люди заливных полей», таусуги – «люди морских течений островов Сулу»,  оран – лаут – «люди моря».

11.До европейской колонизации не было единых политических образований, в отдельных государствах современные территории сложились не сразу. В целях сохранения своей территориальной целостности молодые государства следовали тенденции централизации управления независимо от формы государственного устройства, что привело к усилению роли столиц и нарастанию диспропорций в размещении населения в направлении «центр – периферия». В странах формировалась моноцентрическая структура городского населения.

Размещение населения в земледельческих районах

В таких главных земледельческих районах Малайского архипелага, как остров Ява, Центральный Лусон, Бали, Ломбок, Малые Зондские острова, сложилась сверхвысокая плотность населения. Она  составляла до 1000 человек/кВ. км обрабатываемых земель. Хотя основная единица остается расселения  — свайный поселок, однако он несколько трансформировался в зависимости от характера ландшафта (террасированные склоны вулканов, слабо пересеченные предгорья, долины рек, плоские аллювиальные равнины в нижнем течении рек, осушаемые прибрежные территории). Чем крупнее размеры обрабатываемых полей, как, например, на аллювиальных  равнинах Центральной и Восточной Явы, на Центральном Лусоне, тем сильнее концентрация населения в поселениях  линейной структуры. Поселения такой структуры вдоль рек,  магистральных каналов, дорог, там, где плотная застройка.

В пересеченной местности террасное орошаемое земледелие, там по склонам застройка более рассредоточена. Это явление характерно для долины реки Кагаянна на севере о. Лусон, рисоводческих районов в Индонезии, Филиппин.  Застройка селений повторяет «веерный» рисунок террас на склонах.

На острове Ява между сельским городским расселением нет четких границ. Часто окраинные городские районы взбираются вверх по склонам вулканов, чередуясь террасированными полями.

Миграции населения и последствия

Внутренние миграции в странах Малайского архипелага связаны с рядом причин. В районах ирригационного рисоводства произошло перенаселение, потому, например, в Индонезии с 1940 по 1986 год прошли организованные миграции. В ходе их было переселено 4,5 млн. чел. В результате на юге острова Суматра значительно увеличилась плотность населения, появилась новая провинция Лампунги. В ходе централизованной миграции на юге  острова Калимантан возникли столкновения между местными жителями и «пришельцами». Часть мигрантов «перетекла» в городские агломерации. В ходе централизованной миграции населения в  перенаселенном «Ареале Явы» проблему решить не удалось.

Урбанистический взрыв

Сильный рост темпов и уровня урбанизации в странах Малайского архипелага связан миграциями село – город. Большая часть населения мигрировала в столицы. В них быстро растет численность населения, столицы расползаются вширь. Разрастаются другие города, что привело к появлению городских агломераций. В Индонезии 14 городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел. На острове Ява 7 агломераций, на о. Суматра 4. На о – х  Бали, Сулавеси и Калимантане по одной агломерации.

Только в Индонезии есть агломерации – миллионеры на морском побережье. Это такие, как: Палембанг, Джамби, Пеканбару на о. Суматра; на о. Ява Бандунг, Маланг, Суракарта и Джокьякарта.

Филиппины еще до провозглашения независимости была самой высоко урбанизированной страной  на Малайском архипелаге. Урбанизация сильно  росла с 1970 по 1980 год за счет притока безземельных крестьян. В это стране крупных агломераций меньше, чем в Индонезии. Это такие агломерации: столица Манила, Давао, Себу.

В Малайзии процесс урбанизации начался позже, но проходит более интенсивно.

Уровень урбанизации на 2010 год в Индонезии 52%, Филиппинах 65%, Малайзии 70%, Брунее 75%, Сингапуре 100%. Только в Восточном Тиморе уровень урбанизации 27%.

Крупными центрами урбанизации являются столицы: Джакарта, Манила,  Куала-Лумпур,  Сингапур. А также  порты, центры переработки и вывоза нефти и газа, центры торговли, промышленные центры. Центром урбанизации стали нефтеэкспортный порт на о. Калимантан – порт  Балик – Папани – Самаринда, металлургический центр  Филиппин  — Минданао.

Росту урбанизации в странах способствует интеграция соседних островов. Для ее развития строят мосты, крупнейшие Ява – Мадура, Сингапур – Малайзия. А также Трансфилиппинская автомагистраль с мостами и паромными переправами, авиатрассы.  В зонах интеграции соседних островов формируются ядра урбанистических мега регионов моно — и — полицентрических типов с деловыми центрами, застроенными небоскребами.

Малайские страны интенсивно развивающийся регион мира.

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2