Нижний Новгород

нижний новгород

Нижний Новгород. Кремль

Нижний Новгород  один из городов  – миллионеров России,  центр агломерации, городского округа, административный центр Приволжского Федерального округа и Нижегородской области, столица Поволжья, один из крупнейших промышленный,  транспортный, научный, историко – архитектурный, туристический, культурный, транспортный узел  и торговый  центр России.  Город был основан в 4 (10 февраля)1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем.  В 1500 – 1515 году в городе был построен кремль, который ни за всю историю России врагами не был взят ни разу.

Нижний Новгород  сыграл огромную роль в освобождении Москвы  от поляков в 1612 году. Здесь земский староста Кузьма Минин  и князь Дмитрий Пожарский создали  народное ополчение, и повели его на Москву.

С 1817 года город известен своей знаменитой Макарьевской ярмаркой, с этого времени город стал крупнейшим торговым центром России. В 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская художественно – промышленная выставка. В 30 – е годы 20 века здесь был построен автогигант страны  Горьковский автозавод и ряд крупнейших машиностроительных предприятий. Нижний Новгород в 1985 году стал третьим городом страны после Москвы и  Санкт – Петербурга, где появился метрополитен.

Нижний Новгород называют «карманом России» и столицей Поволжья, городом закатов. В 2019 году Нижний Новгород признан лучшим городом в России  по качеству жизни, занял первое место среди городов нашей страны, 109 место среди городов мира.

Город самый многонаселенный среди городов Поволжья. С 1932 по 1990 год назывался Горький. Площадь 410,68 кв.км. Население составляет 1253 511 человек.

Где находится

нижний Новгород на карте

Нижний новгород на карте

Нижний Новгород находится в средней части Русской равнины в месте слияния рек Волги и Оки, место слияния рек называется Стрелка. Ока разделяет город на восточную часть  или Нагорную, расположенную на Дятловых горах  по правобережью Волги и Оки и западную часть. Западная  часть города находится по левому бегу Оки и правому берегу Волги, ее называют Заречье. Основная часть города расположена на правом берегу Волги, а Бор находится на левобережье ее. Само основание города на слиянии двух судоходных водных путей предопределило его военно — стратегическое, и торговое значение. На территории города находится 33 озера  12 небольших рек. Самое большое озеро Мещерское (13,6 га) в Канавинском районе. Высота нагорной части Нижнего Новгорода  от 100 до 200 метров, а левобережья Оки около 80 м.

Город расположен  к востоку от Москвы на расстоянии 400 км. Между городами существует важнейший транспортный коридор России.

Границы города увеличиваются, образовалась городская агломерация, в состав которой входит город Кстово, Богородск, Дзержинск, Балахна. Координаты 58,9 град. с. ш. и 44 град. в. д.

Из истории

С конца 9 века происходила славянская колонизация земель Верхней Волги, они к концу 11 века заселили земли до устья Оки, а правобережье волги было заселено славянскими племенами эрзянами до устья реки Суры. Самым восточным славянским городом  на Волге в 1221 году был Городец. В 1221 году князь Юрий Всеволодович основал  опорный пункт своего  княжества на востоке Новгород  Низовской земли для защиты от нападения  марийцев,  мокшан, эрзян и волжских булгар. Позже «Низовской землей»  новгородцы называли Владимирское княжество, а потом появилось название Нижний Новгород. В период феодальной раздробленности город  неоднократно переходил из рук в руки тот Суздальского, то Владимирского княжества.

К 1425 году  при Василии II в ходе усиления Московского княжества  Нижегородско – Суздальское княжество  было присоединено к Москве, а Нижний Новгород  стал центром уезда. При Иване III  и Василии III город был сторожевым постом на границе с Казанским ханством.  В 1500 – 1511 годах взамен деревянной крепости (13 – 14 в.) был построен каменный Нижегородский кремль.

Во время Реформ Петра I в начале 18 века Нижегородский уезд вошел в состав Казанской Губернии, а в 1414 году была создана Нижегородская губерния, куда вошли города: Арзамас, Алатырь, Балахна, Васильсурск, Гороховец, Муром, Юрьевец, Ядрин. В 1767 году Нижний Новгород посетила Екатерина II, которая дала городу явно не высокую оценку: «Сей  город ситуацией прекрасен, но строением мерзок, все – либо на боку лежит, либо близко того…». Тогда губернатору Я. Яршеневскому было предписано сделать точный  план города и согласно ему осуществлять застройку.

В 1817 году из города Макарьва на левый берег Оки была вынесена крупнейшая в России  ярмарка, благодаря которой город экономика начала быстро развиваться, а город получил название «карман России». Ярмарка была открыта 15 июля  в 1822 году. Ярмарочный Нижегородский комплекс состоял из Главного ярмарочного дома, Староярмочный и Новоярмочный православные соборы, мечеть, армянская церковь,  Большой Ярмарочный театр и цирк. Со времени правления Александра III Нижний Новгород начал становиться центром всероссийского купечества. Нижегородская ярмарка была связана со всеми главными торжищами России, а также с Лейпцигской ярмаркой.

Постепенно город благоустраивался, были сделаны съезды для соединения Верхнего и Нижнего посада,  обустроены нижняя Сафроновская и верхняя Георгиевская набережные, в кремле разместился военный гарнизон.

В середине  19 века  появились такие крупные предприятия, как Нижегородский механический завод в Сормове  и металлический завод в Канавине. В 1861  году в Нижний Новгород была проведена одна из первых железных дорог России  Москва – Нижний Новгород, в 1880 году была учреждена Нижегородская товарная биржа.

В 1896 году в Канавине состоялась самая большая к тому времени художественно – промышленная  выставка России, перед ней началось впервые  в стране трамвайное движение. В 1915 году в городе появился телефонный завод «Сименс и Гальске». В советский период во время НЭП ненадолго возродилась Нижегородская ярмарка, а 1930 году закрылась.

В тридцатые годы 20 века в ходе индустриализации начал работу Горьковский автозавод, созданный при участии фирмы «Ford Motor Co». Автозавод тогда называли «Русский Детройд». Был открыт крупный грузовой порт.

В годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированных с запада СССР заводов  в Нижнем Новгороде (Горьком) появился авиационный завод, жирокомбинат, «Гидромаш». После окончания войны в городе было 4 военных завода, потому его сделали закрытым городом. В 60 – е годы из города стали ходить по Волге круизные теплоходы для туристов, в том числе иностранных. Причем через Нижний Новгород теплоходы с иностранными туристами шли ночью без высадки на берег.

С 1990 года  Горький  переименовали в Нижний Новгород, возобновилась ярмарка. Город превратился в площадку  международных ассамблей, бизнес – форумов и выставок.

Корпорации Mersedes-Benz и Volkswagen выкупили часть «ГАЗа» для собственного производства. В исторической части города складывается деловой центр. В 210 году был разработан новый генеральный план застройки города, согласно которому из – за  перегруженности исторического центра  деловой центр планируется перенести в заречную часть.

Промышленность

В настоящее время Нижний Новгород остается одним из важнейших промышленных центров России. Крупнейшие предприятия: Горьковский автомобильный завод (работает 25 000 человек), судостроительный завод «Красное Сормово», завод авиационного оборудования, «Гидромаш», «Теплообменник», завод «Красная Этна», дизельный завод «РУМО», завод «Салют», завод аппаратуры связи имени  А.С.Попова и др. Тяжелая промышленность производит металлы. Есть производство строительных материалов, легкая  и пищевая промышленность,  чулочно – трикотажная и швейная, мясо и молочно перерабатывающая, полиграфическая и энергетика, кожевенно – обувная. В городе работает 137 крупных и средних предприятий. Нижний Новгород один из центров  России информационных технологий.

Нижегородская ярмарка

Нижегородская ярмарка была важнейшим фактором формирования  основного торгового центра России в начале 19 века. Местные купцы в Нижнем Новгороде исстари производили «знатный торг» не только с Москвой, Казанью, Ярославлем, Астраханью, но и с городами Европы и Средней Азии. Под руководством  А.Бетанкура в городе был создан крупнейший на тот момент гостиный комплекс, тысячи торговых лавок, гостиниц, трактиров. Впервые в Европе здесь была обустроена канализация, была сделана прямоугольная перепланировка территории ярмарки, вымощены примыкающие улицы. В 1817 году на ярмарку было привезено товаров стоимостью 24 млн. рублей, в 1912 году  на 195 млн. рублей, а самое максимальное  в 1888 году на 246 млн. руб. Торги проходили с 15 июля до 25 августа по старому стилю. В середине 19 века ярмарку посещало  до 2 млн.  человек. Нижегородская ярмарка была связана со всеми главными торжищами России, даже  с Лейпцигской ярмаркой Германии. На Нижегородскую ярмарку поступало 50% общего привоза в Россию  тканей,  везли металлы и металлоизделия, кожу и шерсть, лен, хлеб, муку, древесину и др. 2/3 товаров поступало на экспорт в Европу. Из восточных стран  сюда везли хлопок и шерсть, специи и  фрукты, чай и шелк. Из Европы везли машины и оборудование.

В 18 – 19 веке несколько купеческих родов внесли огромный вклад в развитие Нижегородской ярмарки: Башкировы, Бугровы, Блиновы, Рукавишниковы.

Культура

В Нижнем Новгороде 600 уникальных  исторических памятников, главный кремль. Работает 14 театров, 97 библиотек,17 кинотеатров, 25 детских клубов, 52 ресторана,  музеи. Самый известный музей  — Историко – архитектурный, куда входят, кремль, истории и промыслов.

Знаменитые люди

Знаменитые люди город: Святой Макарий Желтоводский и преподобный Евфимий Суздальский (организатор Народного ополчения 1612 года), Кузьма Минин  и Дмитрий Пожарский, Иван Кулибин и композитор М. Балакирев, И.Сеченов и математик Н.Лобачевский,  основоположник высшего пилотажа  и автор «мертвой петли» П. Нетесов, М. А. Горький и народный артист

Е.Евстигнеев и др.

Транспорт

 Нижний Новгород крупный транспортный узел России, к нему идут железные дороги  с разных концов страны, есть речной вокзал, грузовой порт, подходят федеральные автомагистрали, авиалинии. Через город проходит транссибирская железнодорожная  магистраль, курсирует  с 2010 года скоростной пассажирский поезд Санкт – Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург,  Федеральные автомагистрали М7 – европейский коридор, Р158, Р159 и автотрассы местного значения Р125, Р152, Р159. В 18 км от города  международный порт Стригино. Через реку Волгу и Оку мосты: Канавинский и Молитовский, Мызинский и метромост, Сартаковский и Стригинский, Борские мосты (1 и 2 – ой).

Нижний Новгород крупный центр промышленности, столица торговли, культуры, туризма России. Это  крупный транспортный узел страны, архитектурно – исторический центр.

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2