Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал – морской бесшлюзовой канал, соединяющий Средиземное море и Красное море. Это кратчайший путь из Атлантического океана в Индийский океан. Суэцкий канал играет огромную роль в перевозке морских международных грузов. Суэцкий канал является условной границей между Африкой и Евразией.  Канал позволяет намного сократить путь из Средиземного моря в Индийский океан. Вокруг Африка длина этого пути 8 до  15 000 км, а через Суэцкий канал 161 км. Суэцкий канал был открыт  17.10.1869 года. Этот канал имеет неофициальное  название  «Искусственный Босфор».

Где находится

Суэцкий на карте

Суэцкий канал на карте

Суэцкий канал расположен на северо – востоке Египта, к западу от Синайского полуострова, на Синайском перешейке.  Канал начинается на побережье Средиземного моря от египетского  порта Порта – Саид  и Порт Фаунд, где находится администрация Суэцкого канала.  Здесь к востоку от канала находится соленое озеро Маллаха, к западу озеро Манзала.  Далее канал идет по низменной равнине Тина, к озеру Тимсах, затем к Большому Горькому озеру и выходит к Суэцкому заливу, к порту  Суэц  и Порт – Тауфик, расположенные на побережье Суэцкого залива Красного моря. Часть Суэцкого канала находится к северу от Большого Горького озера и часть к югу от него. Суэцкий канал имеет очень выгодное географическое положение.

Координаты начала канала 31 град.26 сек. с. ш. и 32 град. 18 мин. 43 сек. в.д. Координаты  выхода канала к Суэцкому заливу 29 град. 55 мин. 55 сек. с. ш.  и 32 град 33мин. 47 сек. в. д.

Характеристика канала

Суэцкий канал длиной 193 метра, протяженность по Суэцкому перешейку 161 км, по дну Средиземного моря 9.2 км, по дну Суэцкого залива 3 км

Ширина  по зеркалу воды до 350 метров (была 120 – 150 метров), а по дну 45 – 60 метров, максимальная 365 метров, минимальная 190 метров. Глубина  по фарватеру первоначально была 12 – 13 метров, позже канал углубили до 20 метров.

К востоку от озера Тимсах, через которое проходит канал, расположен крупный промышленный центр город Исмаилия. Движение судов осуществляется в обоих направлениях. Зимой на канале вода перемещается из Большого Горького озера на север, а летом на юг. К югу от Большого Горького озера течение в канале меняется в зависимости наступления приливов и отливов. По данным администрации Суэцкого канала на 2010 год доходы от его эксплуатации составили 4,5 млрд. долларов США, а в 2011 году  5,5 млрд. дол. По величине бюджетных поступлений  в Египте  от эксплуатации Суэцкий  канал занимает  второе место после туристической отрасли. Так в 2011 году поступления бюджетных средств в Египте от туризма составили 13 млрд. дол. США, а от эксплуатации канала  около 5 млрд. дол. США. Через канал ежегодно проходит 17 799 судов, за день в среднем проходит 48 судов. Судооборот в сутки в среднем 50 судов, грузооборот 360 млн. тонн. Тоннаж пропускаемых судов составляет 150  000 тонн. Время прохождения судов по каналу 15 часов. В северном направлении перевозится  по Суэцкому каналу 200 млн. тонн грузов. Перевозят    сырую  нефть и  нефтепродукты, руды и  металлы, уголь и  кокс, зерно и  текстиль, растительное масло и др.  В южном направлении  по каналу перевозится 160 млн. тонн грузов. Это сырая нефть, нефтепродукты, удобрения, металлоизделия, зерно, цемент прочие товары.

В настоящее время по каналу проходят суда водоизмещением 240 000 тонн, высотой 68 метров, шириной 77,5 метра. Если суда везут груз больше допустимого веса, то часть их выгружаются на суда, принадлежащие каналу,  и доставляются на другой конец, там загружаю грузы обратно на то судно, откуда груз перегрузили. На канале есть фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

С 1981 года в районе города Суэц работает автомобильный туннель под дном канала, он соединяет Синай и Африку. В 1988 году над каналом построена ЛЭП, высота опор 221 метр.

Расположение Суэцкого канала в узле международных коммуникаций  обуславливает  высокую степень его загруженности. С 1888 года канал управляется Администрацией Суэцкого канала, которая находится в Порт – Фуаде.  Администрация обеспечивает управление, эксплуатацию, содержание и улучшение его.

Из истории

Впервые  в Древнем Египте примерно в период 2 100 – 2060 г.  до нашей эры  был сооружен канал, соединивший  Суэцкий залив с Большим Горьким озером, лале до озера Тимсах, где ныне находится крупный город Исмаилия, далее к озеру Бали. Позже канал пришел в упадок.

Во времена правления фараона Сенусерта III (1884 – 1849 до н. э.) Суэцкий канал действовал, и просуществовал до 13 века до нашей эры. При Птолемее II (285 — 246 г.до н. э.) был сооружен  канал между озером Тимсах и правым рукавом дельты Нила.  В 776 году канал был засыпан. В средние века канал между Нилом и Красным морем некоторое время существовал, но затем вновь пришел в упадок. Только более  чем через 1000 лет была предпринята попытка прокопать  канал  от Средиземного моря до Красного моря. В 1798 году  Наполеон Бонапарт , находясь в Египте, поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером  провести изыскательные работы по строительству канала, однако комиссия пришла к ошибочному выводу о том, что уровень воды в Красном море выше, чем в Средиземном, потому  построить канал без шлюзов невозможно. В 1841 году англичане во время изыскательных работ на Суэцком перешейке  убедились в ошибочности выводов  французов. Наполеон  отказался  от строительства Суэцкого канала по политическим причинам и за недостаточностью финансов.

В 1854 году концессию на строительство канала и последующую эксплуатацию его получил французский дипломат и предприниматель Ф. Лессепс. В этих целях была создана акционерная Всеобщая компания морского Суэцкого канала. Работы были начаты 25.04.1859 года, а к 17.11.1869 года канал был открыт для судоходства. На официальном открытии канала присутствовала императрица Франции Евгения, супруга Наполеона III, император Австро – Венгрии Франц Иосиф I, голландский принц с принцессой, прусский принц.  По условиям договора «Всеобщей компании Суэцкого канала» , которую возглавлял Лессепс , он получил право эксплуатации на 99 лет. В течение 10 лет компания была освобождена от уплаты налогов, а далее платила всего 10% от его величнины. Акции принадлежали Франции, Англии, Австрии, России, США.

Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция 53%, 3% другие страны. По условиям концессии 74% прибылей принадлежало акционерам, Египту 15%, основателям компании 10 %. На сооружении канала было занято от 20 000 до 40 000 рабочих из числа крестьян. На строительстве Суэцкого канала погибло 120 000 человек от болезней, голода, нехватки пресной воды, тяжелого труда. Окончательная стоимость строительства канала составила 560 млн. франков.

В 1882 году под предлогом «укрепления безопасности, спокойствия и стабильности» Великобритания ввела войска в Египет и установила исключительный контроль над Суэцким каналом. Многие страны вынуждены были поставить вопрос  о регламентации режима судоходства по каналу. После переговоров  он был  определен  конвенцией, заключенной в Константинополе 29.10.1888 года. Однако в 1914 году Великобритания установила протекторат над Египтом и превратила Суэцкий канал в  одну из крупнейших военно – стратегических баз. Хотя в 1922 году  Египет стал независимым государством, однако Великобритания сохраняла контроль над каналом до 1936 года.

Режим судоходства по каналу неоднократно нарушался. Так зона Суэцкого канала в 1- ю и 2- ю мировые войны превращалась в  крупнейшую военную базу Великобритании. В 1956 году Великобритания, Франция и Израиль совершили вооруженную интервенцию против Египта, в результате Суэцкий канал был поврежден.  В 1967 году во время израильской агрессии по каналу проходила линия фронта, активные военные действия велись в районе канала в 1973 году. После отведения израильских войск в 1974 году  канал был восстановлен и реконструирован. В очистке канала от мин и снарядов принимали участие советские корабли военно – морского  флота. Суэцкий канал был открыт для судоходства в 1975 году.

Мост

Теперь через канал проложен автомобильный мост «Мубарк» и железнодорожный мост «Эль – Фердан», туннель длиной 1640 метров в районе  Порт – Саид.

Значение

Суэцкий канал оказал огромное влияние на развитие торговых отношений между странами, значительно сократил морской путь из портов Атлантического океана в Индийский океан и далее в Тихий.

Канал оказал влияние на политические отношения стран и колонизацию стран Африки Францией и Англией. Так с приходом к власти в Египте Исмаила Паши в 1875 году  свою долю акций он продал Великобритании. Таким образом «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо – французской. Египет был отстранен от управления каналом и получения доли прибыли от эксплуатации Суэцкого канала. Фактическим хозяином канала стала Великобритания после оккупации ею Египта в 2882 году. В 1888 году в Стамбуле  на Международной конвенции было подписано  соглашение с целью  гарантии  всем государствам свободного плавания по Суэцкому каналу, которое Великобритания не всегда соблюдала.

26.07.1956 года президент Египта Гамаль  Абдель Насер национализировал канал. Тогда началась недельная война, так как на территорию Египта вторглись войска Франции, Великобритании и Израиля. Канал в отдельных местах был разрушен, некоторые корабли были потоплены, а судоходство было закрыто до 24.04.1957 года того времени, пока были введены миротворческие силы  ООН для поддержания статуса нейтральной территории Синайского полуострова и Суэцкого канала. В 1967 году канал был снова закрыт из – за войны, в 1973 году началась арабо – израильская война. Силами ВМС США и ВМФ СССР канал был приведен в порядок и 05.06.1975 года канал вновь был открыт.

Второй новый Суэцкий канал

Новый Суэцкий  или «Новый Суэц» канал начали строить в августе 2014 года параллельно первому протяженностью 72 километра для обеспечения двустороннего движения судов. В строительстве этого канала была задействована армия Египта, финансировал тоже Египет. Его пробная эксплуатация  началась 25.07.2015 года, а 06.08. 2015 года состоялась церемония его открытия. Во время открытия нового канала прибыла яхта «Аль – Махруса», она первая прошла по каналу во время его открытия в 1869 году старого Суэцкого канала. Эта яхта действующее морское судно ВМС Египта, она трижды в году выходит на сутки в море.

«Новый Суэц» идет параллельно старому каналу, он является, как и старый канал, государственной собственностью Египта. Его стоимость 8,5 млрд. долларов. Поскольку пропускная способность канала увеличилась, то его пропускная способность увеличилась в два раза. За сутки проходит 97 судов, а время ожидания своей очереди для судов уменьшится в 4 раза. За счет работы нового канала доходы от эксплуатации Суэцкого канала к 2023 году ожидаются 13,2 млрд. долларов вместо 5,3 млрд. дол. Современный канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота. В 2001  году был открыт новый  мост  имени Хонси Мубарака  высотой 70 метров  через канал на автотрассе Порт – Саид – Исмаилия. В 2001 году началось движение по железнодорожному  поворотному  самому длинному в мире (каждая поворотная секция 170 метров) мосту  Эль – Фердан через канал, расположенному в 20 км от Исмаилии.

После  строительства и последующей модернизации Суэцкого канала значительно сократился путь из Европы  в страны в восточные страны.  Так продолжительность  следования судов  из Триеста в Бомбей стал короче на 37 дней, из Генуи на 32 дня, из Марселя на 31 день, из Гамбурга не 24 дня. Канал по сравнению с окружным путем мимо Южной Африки обеспечивается экономия топлива на 25 – 50 %, теперь через канал осуществляется 15% мировой торговли, проходят 97% всех сухогрузов мира, 27% нефтеналивных судов. За счет Суэцкого канала  еще интенсивнее идет международная  торговля в восточном Средиземноморье.

Суэцкий канал оказывает огромное влияние на географию морского транспорта и мировую торговлю.

Литература

Энциклопедический справочник в двух томах. А.А.Громыко. Москва «Советская энциклопедия» 1987. Суэцкий канал. Суэцкий перешеек.

 

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2