Волга путь

Волга с притоками. Города

Река Волга, начинающаяся в центральной части Русской равнины и впадающая в Каспийское море  на протяжении нескольких столетий была важным торговым путем России. Этого значения она не утратила и в настоящее время, ее роль в перевозке грузов возросла, теперь по этой реке везут  более разнообразные  товары по сравнению с 13 веком. Волга издавна была главной торговой «улицей» России, остается ею и теперь. Торговый путь Волги всегда способствовал развитию  в бассейне этой реки сельского хозяйства и промышленности, возникновению и росту городов вдоль побережья реки.

Торговый путь Волги в 8 – 9 веке

В 8 – 9 веке река Волга стала одним из важнейших  торговых путей Руси. Вниз по  Волге в     Каспийское море, а потом далее на восток везли свои товары волжские булгары, хазары, славяне. Это была соль и хлеб, рыба, лен, лес, пеньку, меды.  В то же время по Волге и ее крупным притокам Русь имела торговые отношения Булгарией и другими территориями. В «Повести временных лет» так сказано о событиях 1024 года: «Был мятеж великий и голод по той стране (Булгарии); и пошли по волге все люди к Булгарам, и привезли хлеба, так и ожили».

Торговля по Волге  в 13 — 15 веках

Нижний Новгород

В 13 – 15 веке возвысился Великий Новгород и усилилась в это время роль Волги, как торгового пути. Нижегородские купцы в месте слияния Волги и Оки в 1221 году основали Нижний Новгород, который стал торговым форпостом на востоке Руси. Впоследствии этот город стал «карманом России», здесь совершались огромные торговые сделки.  После основания Нижнего Новгорода нижегородские купцы через Верхнюю Волгу и ее притокам везли свои товары к Новгороду, а оттуда в страны Европы, через Среднюю и Нижнюю Волгу в Каспийское море. А из него на восток, юг, в Азию.

Волжский  торговый путь и путь «из варяг в греки»  были долгое время по контролем Великого Новгорода.  Купечество Великого Новгорода постепенно усиливало свое влияние  над торговлей Европой и Азией.

В период нашествия и господства татаро – монгол  с 1243 по 14480 год развитие торговых отношений по Волге стало гораздо пассивнее. После того, Казанское ханство выделилось из Золотой Орды в 1438 году, и  Астраханского ханства в 1459 году Русь утратила контроль  над значительной частью Волжского торгового пути.  Русь сумела вернуть свой контроль над Волжским торговым путем лишь при Иване Грозном после взятия Казани в 1522 году и Астрахани в 1556 году, после чего стала вновь развиваться торговля   по Волге, а также по Сухоне и Двине, благодаря чему соединились торговые пути к Белому морю и Каспийскому.

Волжский путь в 16 – 18 веке

С 16 века по волге пошли огромные торговые караваны, иногда численность из 500 – 600 струг со  всякими товарами и охраняемые стрельцами. Через Нижнюю Волгу, в частности через Астрахань, ходили торговые караваны в иранский  Исхафан и Индию. Через Архангельск, расположенный на побережье Белого моря,  Россия имела выход к торговым городам Англии. У русских было желание проложить торговый путь из Атлантического океана в Индийский океан. После взятия Казани был открыт торговый путь на Урал и в Сибирь, через Нижний Новгород и Казань и Пермь, стоящую на реке Каме. Через этот путь в Россию везли из Сибири и с Урала пушнину, руды.

После основания города Санкт – Петербург в 1703 году произошло усиление роли Волжского торгового пути. В городах на Волге пошла активная торговля, особенно на Средней и Нижней Волге, откуда везли хлеб, соль, рыбу, фрукты, бахчи, кожи шерсть, нефть.

Торговля по Волге в 19 — 20 веке

В 19 – 20 торговое значение волжского пути вновь усилилось в связи развитием судостроения в городах на побережье Волги. По реке пошли грузовые пароходы, огромные баржи, позже теплоходы. В конце 19 века Л.Нобель впервые применил в перевозке нефти методом налива, раньше ее перевозили  деревянных и металлических бочках, трюмах. Этот способ перевозки нефти был крайне неудобным.

До середины 19 века в бассейне Средней и  Нижней Волги выращивали хлеб, овощи, фрукты и бахчи, разводили скот. Со Средней и Нижней Волги везли хлеб, поваренную соль из озер Эльтон и Баскунчак, овощи и фрукты, бахчи и рыбу, кожи и шерсть, чай и сахар, растительное масло. Эти товары везли вверх по реке.

С территории  бассейна Верхней Волги везли рыбу, здесь обитало 40 видов промысловых рыб: стерлядь и осетр, вобла и сельдь, судак и щука, сом и сазан, другие. С Верхней Волги везли лес, калийную соль из Соликамска, муку и крупы, зерно  из Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Саратова.  После появления ткацких предприятий  в Иванове, Твери, Ярославле, Владимире по Волге вниз везли ткани и пряжу.

Промышленные предприятия на Волге

Волжский путь способствовал  плотному расселению населения на ее побережье, возникновению и росту городов, развитию сельскохозяйственной отрасли и разных  отраслей промышленности.В первой половине  19 века стали открываться в городах на Волге судостроительные заводы и  другие промышленные предприятия, хлебные пристани. Крупнейшая была в Рыбинске, откуда хлеб привезенный со Средней и Нижней Волги развозился на север, восток, запад страны. Так в Рыбинске к началу 30 — х лет 19 века появился завод по выпуску авиационных моторов « Русский Рено», чугунолитейный завод Молчанова, Самаро – Сергиевский завод взрывчатых веществ, лесоперерабатывающий завод в Царицине. Первые перерабатывающие предприятия в основном были средними и мелкими.

В начале 20 века в Поволжье появились крупные акционерных обществ, например, пароходная компания «Кавказ и Меркурий» и Восточное общество товарных складов. А также компания по торговле медью «Вогау», по торговле чая «Караван», по торговле содой товарищество «Любимов» и Солвэ и К. Масло – жировой продукцией торговала Волжско – Камская  компания и «Салолин», выпускавшая заменитель натурального жира для мыловаренной промышленности. Крупные товарищества  Ушкова и Понизовкина   производили  химические товары, в Сызрани работали асфальтовые заводы – единственные в то время в России. В Нижнем Новгороде работал металлургический завод.

После Октябрьской революции 1917 года  все предприятия поволжских городов были национализированы, но продолжали работать. В тридцатые годы 20 века  начал работу вновь построенный и крупнейший в России тракторный завод в Волгограде, а в 1931 году начал работу  в Нижнем Новгороде завод фрезерных станков. После того, как были открыты нефтеносные месторождения в  Поволжье, то  по реке Волге нефтеналивные суда повезли нефть.

К середине 20 века в городах Поволжья особое внимание было уделено в поволжских  городах развитию машиностроения, нефтехимии, производству пластмасс и синтетических  волокон, каучука, удобрений, покрышек. Эти производства были развиты  в таких городах, как  Казань, Самара, Ульяновск, Саратов. На берегах Волги выросли крупнейшие автомобильные заводы страны: ВАЗ в Тольятти,  ГАЗ в Горьком (ныне Нижний Новгород), КАМАЗ в Набережных Челнах,  УАЗ в Ульяновске.  Судостроение развивалось в Волгограде и Рыбинске, Нижнем  Новгороде и Астрахани. В Твери работает вагоностроительный завод, в Волгограде и Чебоксарах работают тракторостроительные заводы. На Волге построено несколько ГЭС: Иваньковская, Рыбинская, Нижегородская, Чебоксарская, Волжская, Балаковская, Волгоградская. Волжские ГЭС обеспечивают электроэнергией Поволжье и Центральную Россию.  После 90 – х  поволжские предприятия претерпели реорганизацию и застой. Однако в начале 21 века промышленность Поволжья постепенно стала наращивать темпы развития.

С давних времен до настоящего времени Волжский  бассейн является важным сельскохозяйственным регионом России, производящим хлеб и подсолнечник, сахарную свеклу и овощи, картофель и фрукты, бахчи.

Волга была и остается важнейшим торговым  путем России, Волжский бассейн был и остается важным сельскохозяйственным и промышленным регионом страны. Волжский путь сыграл важнейшую роль в развитии  экономики России.

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2