Африка. Географическое положение

Урок по теме.

  Африка. Географическое положение, исследование.

(Разработка урока)

Цель

Сформировать  представления о географическом положении материка и его влиянии на природу, истории исследования. Закрепить навыки по определению координат, измерению расстояний по карте, работе с текстом с использованием технологии РКМЧП.

Задачи

Изучить особенности географического положения материка Африка и  историю его изучения.

Развивать навыки  учащихся по самостоятельному добыванию знаний из разных источников знаний.

Совершенствовать навыки учащихся по сбору информации по картам атласа, по работе с контурной картой.

Развивать навыки работы учащихся по составлению синквейна (Технология РКМЧП).

Оборудование урока

Физическая карта полушарий, физическая карта Африки, электронный учебник, контурные карты, школьные атласы, учебники.

Ход урока

1.Беседа с учащимися

картаСахараЧто вы знаете об Африке?

Что хотите узнать?

По каким источникам можно пополнить свои знания о данном материке?

 2.Главные рекорды в природе  Африки

Африка – большой материк (второй по площади), самый жаркий, здесь самая длинная река мира и самая большая пустыня мира.

Эта пустыня занимает 7 820 000 кв.км., что равно ¼ африканской суши. В Африке находится самое жаркое место на Земле, где максимальная температура воздуха +58С. Здесь растет дерево баобаб, у которого самый  большой диаметр ствола- 12 — 55 метров. Растет растение лодойция сейшельская, у которой  длина семян 50 см, а вес 20 кг.

В Африке живут самые ловкие и умные обезьяны, самые крупные животные  на земле, самые известные хищники, самые быстрые и высокие животные, самая крупная птица, самое крупное пресмыкающееся,

3.О названии материка

Прочтите в учебнике на заданной странице о том, как возникло название материка.

(В  четвертом  веке  до н.э. территорию  вокруг  Карфагена, где жили авригии, называли Африка.  Есть мнение ученых, что название  «Африка» произошло от латинского «африя» — «безморозная».

4.Место Африки по площади среди других материков

По рисунку учебника с. 6 определите, какова площадь Африки и какое место она занимает по площади среди других материков. (Площадь Африки равна  30,3 млн.кв.км. 2 место.)

5.Характеристика географического положения Африки по типовому плану

Типовой план записать на доске, далее в тетрадь для последующего использования. Ученики должны самостоятельно найти все ответы на пункты плана, а учитель выполняет в этом процессе роль помощника, направляет деятельность учеников.

1)Величина территории материка.

2)Расположение материка относительно основных линий карты (экватора, Гринвича, тропиков). Учащиеся ищут самостоятельно ответы по карте атласа.

2)Между какими параллелями расположен материк и как это влияет на природу?

3)Между какими меридианами расположен материк?

4)Определите в градусах и километрах (двумя способами: при помощи масштаба и градусной сетки 1 град. = 111 км)

протяженность материка по экватору.

Протяженность по экв. при помощи М. Ученики измеряют линейкой расстояние на карте и умножают на масштаб карты, записывают ответ. (см х  на масштаб карты =?)

Протяженность экватора в км. при помощи  градусной сетки.  (43 град. – 9 град. =34. 1град. =111 км.  111 км . 34 =

5)Определить протяженность материка по 10 град. с.ш. при помощи масштаба карты.

6)Определить расстояние в км. при помощи масштаба

по южному тропику.

7)Определить протяженность материка  в градусах и км. по меридиану 20 град. в.д.

8)Подписать на контурной карте омывающие материк океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова.

9)Подписать на контурной карте крайние точки материка. Их название выписаны на доске.

С (.)мыс  Бен – Секка или Рас – Энгела.

ю (.) мыс Игольный.

З(.) мыс Хафун.

В (.) мыс Альмади.

11) Определить координаты крайних точек.

11)Расположение Африки относительно других материков.

карта природных зон12)В каких тепловых и климатических поясах находится материк?

13)В каких природных зонах.

14)Характер береговой линии материка в сравнении с другими материками.

15)Каково влияние географическое положение материка на его природу?

(Примерный ответ ученика.)

Материк Африка посередине пересекает экватор, потому в средней ее части теплый экваториальный  и субэкваториальный и субэкваториальный климат

Африку пересекают в северной и южной части тропики, потому большая ее часть находится в жарком тепловом поясе. А северная и южная часть Африки расположена в умеренном тепловом поясе.

Африка расположена в северном и южном полушарии, потому тепловые и климатические пояса, природные зоны сменяются от экватора к северу и к югу.

Большая протяженность материка с севера на юг повлияла на количество климатических поясов и природных зон.

Большая протяженность Африки вдоль Северного и Южного тропика явилась причиной формирования сухого тропического климата и пустынь на большой территории.

Омывающие океаны в отдельных районах могут увлажнять климат.

От особенностей географического положения материка Африка  зависит природа материка.

6.Закрепление материала по вопросу «Географическое положение Африки»

1)Пользуясь типовым планом картой, охарактеризовать географическое положение материка. (Каждый ученик проговаривает сам себе, затем друг другу, далее один из учеников отвечает перед классом, ученики класса слушают и рецензируют ответ).

2)Показать на карте омывающие океаны , моря, заливы, проливы, крайние точки, острова, полуострова.

3)Совершите путешествие, двигаясь к востоку от Гибралтарского пролива, вокруг Африки, назовите все объекты, по которым совершаете  путешествие, мимо которых оно проходит.

4)Совершите аналогичное путешествие от Гибралтарского пролива, двигаясь к западу.

(Ответы оценить).

(Номенклатура карты на данном уроке: крайние точки, Индийский и Атлантический океаны, Средиземное и Красное моря, Гибралтарский и Мозамбикский проливы, Суэцкий перешеек и канал, п-в Сомали, о. Мадагаскар).

7.История исследования материка

Пользуясь картой атласа и текстовой картой учебника, материалом электронного учебника (на выбор ученика) на контурную карту нанести маршруты великих путешествий в Африку. На линии маршрута укажите имя исследователя, время его путешествия.

Васко да Гама 15 век.

Бартоломео Диаш.

Е.П.Ковалевский — исток Голубого Нила.

В.В.Юнкер – водораздел Конго, Нила, Нигера.

Н.И.Вавилов – северо – восток материка. Искал родину злаковых культур.

Генрих Барт – озеро Чад.

Д.Ливингстон – Южную Африку. 19 век.

Закрепление материала данного вопроса.

Пользуясь своей контурной картой показать на карте Африки маршруты исследователей Африки.(Оценить, если ответ положительные).

Итог урока

В начале урока ученики ответили. Что они знали об Африке, что хотели бы узнать по обозначенной теме, а в конце урока им предложено ответить на вопрос «Что узнали?».  Предложите ученикам составить в тетради синквейн. (существительное «Африка», 2 прилагательных, 3 глагола, краткое выражение сути вопроса, главное слово – существительное).

Пример. Африка

Большая, протяженная.

Омывается, простирается, располагается.

Изучай материк.

Природа.

Можно предложить аналогично составить синквейн со словами «Берега Африки», «Исследователи» и т.д.

Методические советы

1.Больше возможности для самостоятельного добывания знаний учащимися.

2.Напрвляйте деятельность учеников, консультируйте по ходу выполнения ими работы на уроке.

3.Оценки за устные ответы ставьте только положительные, если у кого – либо ответ не удался, предложите подумать. Дайте консультанта из учеников, дайте возможность этому ученику еще раз ответить. Пусть он поверит в свой маленький успех на уроке.

4.Оцените всех за работу по контурной карте.

5.Оцените лучшие работы по составлению синквейна.

6.При сокращении часов по географии все — таки следует уделить больше времени на изучение географического положения материка Африка с использованием типового плана. Далее при изучении географического положения других материков можно сократить время, благодаря полученным хорошим навыкам на данном уроке.

7.Похвалите класс в конце урока и посоветуйте ученикам, как на следующем уроке добиться лучшего успеха одним и удержать позиции другим.

Домашнее задание

(Прокомментировать, по объему должно составлять не более 30% от объема работы в классе, возможно индивидуальное.)

1.Пользуясь типовым планом характеристики географического положения материка повторить с  использованием  карты атласа и контурной карты вопрос  об особенностях географического положения Африки.

2.Повторить номенклатуру карты.

 

Статьи. Разработки уроков по географии

Зарубежная Азия. Урок географии.      

Индия. Урок Географии. 11 класс.

Хозяйство Индии. Урок географии. 11 класс    

Сельское хозяйство Азии.Урок географии 

Япония.Урок географии в 11 классе. 

Хозяйство Японии. Урок географии 11 класс 

 Австралия. Урок географии 11 класс

Китай. Урок географии 11 класс   

 Зарубежная Азия. Урок географии 11 класс

Страны Зарубежной Азии Урок географии 11 класс      

Африка географическое положение

Урок.Африка.Географическое положение

Урок географии 7 класс Африка

Урок географии 7 класс Южная Америка

Урок географии 7 класс Природные зоны   

Зарубежная Европа.Урок географии 11 класс      

Субрегионы Европы. Урок географии 11 класс

Урок. Африка. Географическое положение

Урок. Ориентирование     

План урока географии в 8 классе

Урок по ориентированию на местности

 

 

 

 

 

 

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>