Джунгарские ворота

Джунгарские Ворота

В центральной  части света Азии находится  самое удаленное место в мире от моря, континентальный полюс недоступности. Это Джунгарские Ворота (проход), представляющие  собой проход между горными цепями Джунгарского Алатау и Майлитау.

Название «Джунгарские Ворота» было дано в 1875 году  писателем И.В.Мушкетовым. Эти ворота также называют  Чингисхановы, Гуннские.

Географическое положение

Джунгарские Ворота  расположены в приграничных зонах  Казахстана и Китая. По Дждунгарскому проходу проходит государственная граница между Казахстаном и Китаем. Джунгарские Ворота находятся между Джунгарскм Алатау на западе и хребтом Барлык на востоке.

Джунгарские Ворота соединяют Балхаш – Алкольскую котловину и  Джунгарскую равнину. В северной части прохода находится небольшое озеро Жаланшколь, в центе станция Достык (Дружба) Казахстанских железных дорог. В южной части находится станция Алашанькоу Ланьчжоу – Синьцзянской железной дороги. Координаты 80 градусов в. д., 45 градусов  с.ш.

Особенности природы Джунгарских Ворот

Джунгарские Ворота (проход)

 Проход представляет собой плоский широкий коридор. Его ширина от 10 до 40 км, а длина 50 км. Проход находится на высоте 400 – 500 над уровнем моря. На северном входе в ворота находится озеро Алаколь, на южном озеро Эби – Нур.

Здесь сформировались полупустынные ландшафты в условиях очень сухого климата. Для жизни человека эта территория неблагоприятна. Узкие длинные Джунгарские Ворота образуют аэродинамическую трубу, в которой согласно закону Бернулли, воздух сжимается и ускоряется. В результате возникают сильнейшие ветры, которые движутся со скоростью 70 км/час. Сухой холодный ветер, дующий из Китая в холодное время года, называется «ибэ». Из казахских степей через Джунгарский проход дует северо – западный ветер «сайкан». Казахстан планирует использовать этот ветер для получения электроэнергии в районе озера Алаколь.

Район сильнейших бурь

Джунгарские ворота —  район сильнейших бурь в Центральной Азии.  Великий путешественник В.А.Обручев в «Заметках о двух районах необычайых  бурь в Центральной Азии», написанных в 1940 году, описал эти бури.  Он выделил два района в Цетнральной  Азии, характеризующиеся страшными бурями. Это Джунгарские Ворота между Джунгарскими Алатау и горами Барлык и Майли и  проход, расположенный северо – восточнее, ведущий из пустыни Сырхан – Гоби по долине Мукуртай между хребтами Джаир и Уркашар в долины рек Куп и Эмель.

Дугой район необычайно сильных бурь находится у южного подножья Восточного Тянь – Шаня, к востоку от Турфанской впадины, дно которой лежит на 154 метра ниже уровня океана.

В Джунгарских Воротах образуются сильнейшие  бури  — ибэ из – за резких перемен температуры. Животные, попавшие в полосу ветра ибэ, не могут двигаться и умирают. Людей ветер валит с ног. Хотя ветер теплый, но человек, попавший в его полосу движения, сначала потеет, а потом обмерзает.

Зато  ветер  ибэ благоприятен для кочевников соседних территорий. Благодаря ветру ибэ на соседних горах тает снег и скот можно пасти свободных от снега участках степей.

Ибэ начинает дуть в октябре, реже в ноябре, далее в течение всей зимы. Иногда дует подряд 2 – 3 дня, а то и целую неделю. После перерыва в 2 – 3 дня снова начинается. Ветры ибэ налетают  и дуют с такой силой, что сотрясаются стены  глинобитных домов, срывает крыши с домов, лошади верблюды  шатаются, путники едва держатся в седле. Ветер поднимает большое количество пыли, и даже гальки размеров от 2 до 6 мм. Если ветер застает людей в дороге, то их и скот уносит так далеко, что и следов нельзя найти. Перед началом ибэ слышен шум, как перед землетрясением. Ветер срывает с гор щебень, шум и грохот заглушают рев верблюдов. Ветер ибэ наводит ужас даже на очень бывалых путешественников. Иногда вовремя бурь ибэ погибали полностью караваны.

Границу Джунгарского прохода можно определить по ветру. Если войти в проход, то сразу чувствуется сильный ветер, если переступить эту границу обратно, то ветер почти исчезает. За пределами Джунгарских Ворот ветра либо нет, либо он очень слабый.

Из истории

С давних исторических времен Джунгарские Ворота использовали кочевники Центральной Азии как транспортный путь. Чаще всего через проход шли в Европу. Здесь проходил Великий Шелковый путь, в начале 13 века Чингисхан его использовал для завоеваний в Центральной Азии.

В период 1954 – 1990 год через Джунгарские Ворота была построена железная дорога, связавшая транспортные пути Европы и Азии, так был создан Трансазиатский железнодорожный коридор.

Джунгарские  Ворота  в Центральной Азии уникальное место на земле, самая удаленная точка от моря.

Статьи об Азии

Аравийский полуостров

 Остров Бали  Шри — ланка.Достопримечательноть   Малайский архипелаг 

Остров Шри — Ланка   Тибет. Горы  Джунгарские ворота 

Юго — Восточная Азия. Малайские страны      

Река Янцзы    Аравийский полуостров

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>