Экскурсия в лес

О значении экскурсий в изучении географии

География – наука, изучающая природу и ее явления, закономерности.

Для более глубокого познания  и понимания учениками всевозможных  закономерностей природы, необходимо совершать экскурсии в природу, где школьники целенаправленно знакомятся с природой, находят ответы на вопросы, размышляют о роли человека в природе, о влиянии природы на человека и его деятельность. Во время экскурсий школьники  не только обогащают свои знания, но получают и закрепляют практические навыки.

Чтобы был максимальный эффект от проведенной экскурсии по географии, необходимо правильно ее подготовить, поставить цель перед школьниками, оказать помощь в ее реализации, продумать что должно быть в итоге (выводы, письменные отчеты, схемы и другое).

Экскурсию можно провести перед изучением темы, например, «Река», «Рельеф своей местности», «Почвы» и т.д. Некоторые экскурсии можно организовать в качестве обобщения темы. В сельской школе очень  благоприятные  условия для проведения экскурсий в природу. Рядом со школой всегда можно найти объекты природы для изучения.

Из своего опыта многолетней практики преподавания географии в школе проводились такие экскурсии в природу.

«Весенняя  экскурсия«, «Учимся в природе», «Почвы своей местности», «Река», «Озеро», «Овраг»,  «Болото», «Рельеф местности», другие

Из наблюдений видно, что школьники любят заниматься в природе, всегда успешно справляются заданием, получают качественные оценки. Это полезно и для здоровья школьников.

 О правилах проведения экскурсии

 При подготовке и проведении экскурсии в природу следует соблюдать некоторые правила: нужно выполнить ряд организационных моментов, продумать перечень вопросов для собеседования в момент экскурсии, сделать карточки с заданиями каждому или группе учеников. Нужно продумать, что собой будет представлять отчет школьников по экскурсии. Нацелить школьников на то, что в выводе они должны указать, где полученные знания можно применить в жизни.

 Организационные моменты перед выходом на экскурсию и при ее завершении

Получить приказ директора о разрешении на проведение экскурсии с указанием места, даты, времени.

Перед экскурсией отметить в классном журнале присутствующих.

Познакомить с правилами поведения детей во время экскурсии.

Познакомить учеников с целью и задачами.

В конце экскурсии проверить по журналу возвратившихся с экскурсии школьников.

 Описание экскурсии по теме «Почвы хвойного леса». 8 класс

(После изучения темы)

 Цель

Формирование  представления  о почвенном разрезе подзолистых почв, выявление факторов образования подзолистых почв и возможностей их использовать.

Задачи

1.Изучить почвенный разрез подзолистых почв. Выделить почвенные горизонты, определить их толщину, цвет.

2.Выяснить, какие причины оказали влияние на формирование подзолистых почв в данной местности?

3. Установить причину малого плодородия подзолистых почв.

4.Указать пути повышения плодородия подзолистых почв.

 Оборудование

Блокнот для записей, карандаш,  линейка, компас.

 Продолжительность   экскурсии

 1 урок  экскурсия. Второй  урок на составление отчета по экскурсии согласно карточке-заданию. Отчет по экскурсии можно задать на дом.

 Подготовка учителя к проведению экскурсии

 

почвы хвойного леса Определить маршрут экскурсии, найти  объекты, к которым будет совершена  экскурсия. В данном случае маршрут проходит от школы к хвойному лесу, расположенный рядом со школой. Почвенный разрез можно найти  или выкопать лопатой. Удобней по возможности разрез найти на склоне небольшого оврага, осыпи и т .д.

Подготовить карточки-задания для каждого ученика или для группы, которые они в ходе занятия заполняют карандашом, а дома чертят почвенный разрез в заданном масштабе и в следующий урок сдают на проверку.

 Карточка – задание

1.Определить азимут направления маршрута, записать в блокноте.

2.Описать место нахождения хвойного леса с привязкой к школе. ( В каком направлении от школы находится лес, на каком примерно расстоянии, на какой форме рельефа).

3.Заполнить данные таблицы.

4.По данным таблицы вычертить почвенный разрез в масштабе ( М 1см-10 см).

 

Горизонты на почвенном разрезе. Толщина горизонтов Цвет горизонтов
Число горизонтов.
Толщина всего  почвенного разреза.
1. Плодородный горизонт.
2.Гоизонт вымывания
3.Горизонт вмывания.
4.Материнская порода
5.Механический состав почвы
6.Меры по повышению плодородия данной почвы

Дома, а лучше на уроке учащиеся должны вычертить почвенный разрез в заданном масштабе и указать меры по повышению плодородия данной почвы и указать, какие работы по повышению плодородия почв проводят родители. Все ли необходимые агротехнические работы проводятся и насколько правильно?

 Вопросы для собеседования во время экскурсии

 1.Определите по компасу направление движения к объекту экскурсии.

2.Опишите место нахождения хвойного леса по плану карточки-задания № 2.

3.Какие факторы влияют на формирование почв  хвойного леса?

4.Из чего состоит лесная подстилка?

5.Почему плодородный слой очень тонкий?

6.Какова роль неживой природы в образовании данной почвы? (Климат, материнская порода, воздух, вода).

7. Какова роль живой природы в образовании почвы?

(Растения, животные, микроорганизмы).

8.Какое влияние оказали люди на почву леса?

( В чем положительное и отрицательное влияние человека?)

9. Какие  вы порекомендовали бы принять меры для улучшения качества почвы?

10.Если ситуация не изменится, как это отразится на  состоянии хвойного леса?

11.Что должен сделать человек, чтобы на подзолистых почвах получить урожай

12.Почему для нейтрализации кислых почв необходимо их известкование? Какие способы нейтрализации кислых почв используются издавна?

13.Какие работы с вашей помощью проводят родители на огороде или даче. С какими особенностями почвы это связано? Все ли агротехнические мероприятия проводятся верно? Что необходимо знать для определения оптимальных видов работ?

 Практикум на почвенном разрезе

 1.Учитель объясняет, что такое почвенный разрез.

2.Учащиеся на почвенном разрезе выявляют почвенные горизонты, измеряют их толщину, описывают цвет, механический состав почвы. Заполняют таблицу.

 О подзолистых почвах

 

 родзолlarch_mountain_600Типичные подзолистые почвы распространены в северных хвойных лесах, в средней тайге. Название  почв происходит от слов «под» и «зола».  Они имеют цвет золы, то есть сероватый.

В России они формируются в условиях переувлажнения весной и осенью, также летом в районах распространения  тайги.

В этих районах мало растительного материала для образования гумуса. Хвоя образует тонкий слой лесной подстилки. Она перегнивает  медленно из-за присутствия в ней смолистых веществ и холодного климата. То, небольшое количество образовавшегося перегноя, часто вымывается талыми водами весной, дождями осенью и летом.

Главной особенностью почв является невысокое естественное плодородие почв, тонкий слой гумуса, мало азота. Почвы очень кислые.

Острый дефицит многих элементов, особенно кальция, наблюдающийся в кислых таежных ландшафтах, снижает продуктивность пастбищ и посевов, вызывает различные заболевания у домашнего скота.

Хорошим средством мелиорации кислых таежных почв является их известкование (внесение извести, золы), внесение органических удобрений и минеральных.

Строение почвенного профиля и свойства

подзолистые почвы Ао это лесная подстилка, которая большей частью состоит из опавшей хвои, мха. Она рыхлая. Ее толщина 3-5 см.

А1  гумусный горизонт. Он имеет серовато-белесый цвет с темными пятнами. Этот слой бесструктурный. Он имеет мощность 5-10см.

А2  — горизонт вымывания или подзолистый. Он имеет пепельно-белесый цвет, плотный. Его толщина от 10 до 20 см. Он постепенно переходит в следующий горизонт.

В1 – горизонт темно-желтого или буровато-желтого цвета. Он сильно уплотнен. В нем есть бурые пятна и полосы, в которых накопились окислы, частицы гумуса или ила.

В2 – имеет толщину 30-50 см, его цвет желтый с вкраплениями сизых пятен глея. Горизонт постепенно переходит в материнскую породу почвы.

С- материнская порода, глина.

 

 

 

 

Подведение итогов экскурсии

В процессе экскурсии необходимо наблюдать за ходом выполнения заданий, уровнем самостоятельности школьников, их ответами на вопросы. В конце экскурсии необходимо оценить каждого.

После экскурсии школьники пишут отчет, за что тоже оцениваются.

В природе данную тему учащиеся изучают с  большим интересом. Все качественно выполняют задание. Ученики проявляют большую активность и любознательность, успешно составляют рекомендации по повышению плодородия почвы в своей местности.

Школьники учатся правильно вести себя в природе (в лесу не шуметь, не ломать веток и молодых деревьев, не пугать обитателей леса, наблюдать за природой, любоваться ею).

Статьи о  преподавании географии  из моей практики

Учимся в природе      Технологии преподавания географии

  Декада по географии      Интеграция в обучении   Технология  РКМЧП    

   Как перестать беспокоиться   Методы обучения географии

Население России на 2014 год   Открытый урок   Весенняя Экскурсия 

Экскурсия в лес  Поход в лес   Урок географии.7класс.Африка     

Работа с географической картой  Советы по ЕГЭ

 Работа в паре на уроке     Урок географии.8 класс.Рельеф

Работа по географической карте  Адаптивное обучение

  Технология В.Ф. Шаталова

 


На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>