Экспедиции на Северный полюс

Полюса Земли

Северный полюс самая крайняя северная точка Земли и северного полушария нашей планеты, расположенная в центре Северного Ледовитого океана. Многие исследователи пытались дойти до Северного полюса, но не все экспедиции заканчивались успешно. Открытие Северного полюса связано с именами американца Р. Пири и норвежца Р.Амундсена.

 

Первые попытки подойти к Северному полюсу

Первые попытки добраться до Северного полюса предпринял  1875  англичанин Д.Нэрс. Он сумел довести свои корабли «Дискавери» и «Алерт» лишь до кромки паковых льдов. В 1803 году норвежский корабль «Фрам», который возглавлял Ф.Нансен, вмерз во льдах Российской Арктики, потом дрейфовал вместе с ними. Нансен и его спутник Я.Йохансен сумели продвинуться до широты 86 градусов 14 минут с. ш., и повернули обратно. Американец Р.Пири зимовал на борту своего судна  «Рузвельт». Он утверждал, что 6 апреля 1909 года он достиг полюса.

Р. Э.Пири

Р.Пири

Р.Пири, честолюбивый американский полярный путешественник, всегда мечтал дойти до Северного полюса и настойчиво добивался реализации своей мечты.  До 30 лет Р. Пири работал чертежником в одной геодезической службе США. В свободное время много читал о полярных исследованиях, мечтал о роли покорителя арктических просторов. Он 18 лет посвятил исследованию Арктики. Пять раз предпринимал походы к полюсу, но неудачно. Лишь в шестой раз ему удалось дойти до Северного полюса.

В 1886 году. Р. Пири  совершил первое сложнейшее путешествие по Гренландии, позже он бывал на этом острове несколько раз. 1898 году Р.Пири  вышел на паровой яхте «Винворд» в свой первый поход к полюсу. Он на ней хотел преодолеть часть пути, а потом двигаться на собачьих упряжках. Тяжелые льды не дали возможности дойти до полюса. В ходе этого путешествия он отморозил себе семь пальцев ног, их пришлось ампутировать. Однако, став инвалидом, Пири не был сломлен и предпринял еще четыре попытки дойти до Северного полюса. При каждом путешествии Пири удавалось продвинуться дальше к Северному полюсу.  После этих путешествий он решил предпринять еще один поход к Северному полюсу. Арктический клуб, куда Пири привлек богатых людей, помогал путешественнику в организации этого похода В 1905 году Р.Пири отправился вследующее путешествие на полярном судне «Рузвельт», далее по льду продвигался на собачьих упряжках. Пири удалось достигнуть Северного полюса в 1908 году. Туда  он прибыл 06.04. 1908 года. Р.Пири открыл Северный полюс.

Руаль Амундсен

Норвежец Р.Амундсен был матросом, ходил на парусных судах в Африку, Мексику, Испанию, Британию. Он побывал на Северном и Южном полюсах.

Р.Амундсен

Р.Амундсен  после смерти отца прибыл в возрасте 14 лет в столицу Норвегии Христианию, так назывался город Осло в 19 веке. Он хотел выучиться мореходному делу, но мать настояла, чтобы сын обучался медицине. Амундсен  закончил два курса и после смерти матери ушел в море. С детства он мечтал стать путешественником, готовился к этому. Он ходил на лыжах, закалял себя физически, не боялся трудностей, стал физически крепким волевым человеком. Пять лет был матросом на разных судах. В 1897 году Р.Амундсен отправился в Арктику на судне  «Бельжика» бельгийской экспедиции. Это путешествие было очень тяжелым, люди умирали от голода, болели. Выжили немногие, в том числе Р.Амундсен. Он охотился на тюленей, ел мясо, потому не умер с голоду. До полюса не дошел.

В 1903 году Амундсен купил на свои средства парусно – моторную яхту  «Йоа» и семью членами экипажа вышел в море, прошел вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски. Путешествие было сложным, встречи с огромными льдинами, холод. На собачьей упряжке он добрался до Аляски. До полюса не дошел.

В  1910 году  Амундсен стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. В 1918 году он совершил на судне «Мод» плавание по Северному морскому пути. В ходе этого путешествия ему пришлось зимовать у мыса Челюскина. Летом 1920 года Амундсен прибыл в поселок Ном на Аляске, после своего выздоровления он вновь решил  совершить поход  на  Северный полюс. В 1926 году на дирижабле «Норвегия» Амундсен пролетел над Северным полюсом вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. Во время полета Амундсен приземлился на  о – х Шпицбергена 11 мая 1926 года. А полюса он достиг 12 мая в 1час 25 минут  по времени Гринвича. Амундсен,  достигши  Северного полюса, сделал над ним круг, сбросил норвежский, американский и итальянский флаги. Далее полетел на Аляску.  Р.Амундсен во время перелета в1926 году на дирижабле «Норвегия» с американским исследователем Л.Эллсвотом и итальянским авиатором У.Нобиле. Они вылетели со Шпицбергена, пересекли СЛО и достигли Аляски за 72 часа беспосадочного полета.

Слава досталась итальянцу Нобиле, его одного прославил Муссолини. Свой последний полет над Арктикой совершил Р.Амундсен 18 июня 1928 года на французском гидросамолете «Латам – 47» в поисках потерпевшей неудачу второй экспедиции Нобиле в Арктику. В 1928 году Р.Амундсен был посмертно награжден высшей наградой США  — Золотой медалью Конгресса. Руаль Амундсен первым пролетел над  Северным полюсом на дирижабле. Р.Амундсен открыл Южный полюс и побывал на Северном полюсе.

Экспедиция У. У. Хаберта

Английский полярный путешественник У. У. Хаберт  совершил с 21 мая 1968 года по 21 февраля  с тремя спутниками переход через Северный полюс на собачьих упряжках по маршруту   Шпицберген – Северный полюс – мыс  Барроу на побережье Северной Америки. На Северный полюс он прибыл 5 апреля 1969 года.

Русские в Арктике

Высокоширотные экспедиции русских

Велика роль русских в изучении Арктики, ими было совершено ряд экспедиций, в ходе которых были получены ценные научные данные о природе Северного Ледовитого океана.

Первая высокоширотная экспедиция была организована в 1935 году с целью исследования Арктического бассейна от Шпицбергена до Северной Земли. Из Архангельска вышел ледокольный пароход «Садко». Начальником экспедиции был  Г.Ушаков, а руководителем Н.Н.Зубов, оба опытные полярники. Этой экспедиции удалось дойти до  широты 82 градуса 41 мин. с. ш.

В 1937 году, спасая затертые льдами в Арктике ледокольные суда «Садко», «Седов», «Малыгин», ледокол «Ермак» сумел установить новый рекорд. О прошел до широты 83 град.05 мин. с.ш.

Первая полярная станция

Огромная работа, проведенная советскими полярниками для освоения и обслуживания Северного морского пути  до 1935 года, все еще была недостаточна. Нужны были сведения о метеоусловиях, морских течениях, льдах. Правительство СССР решило организовать в 1937 году гидрометеостацию на льдине около Северного полюса. На крайнем северном острове  Рудольфа (архипелаг Земля Франца Иосифа) была обустроена самолетная база. П.Г.Головин первый русский летчик, пролетавший над Северным полюсом, сумел впервые посалить самолет на полюсе.

Полярная тсанция «СП — 1»

21 мая 1937 года была организована  первая в мире  полярная станция   под руководством И.Д.Папанина. В состав экспедиционного отряда  входил полярник  — радист Э.Т.Кренкель, океанолог и гидробиолог П.П.Ширшов, магнитолог Е.К. Федоров. Члены  этой экспедиции благополучно были доставлены самолетом на ледяное поле площадью 4 кв. км  у 89 град 26 мин с. ш. и 78 град. з.д. Первая полярная станция «Северный полюс — 1»  (СП – 1) начала сразу после высадки на льдину начала работу, сразу было выяснено, что льды дрейфуют в сторону острова Гренландия. Станция  «СП – 1» стала дрейфующей, за 274 дня льдина прошла 2500 км от полюса до Гренландии. 10.02 1938 года ледоколы «Таймыр» и «Мирный» сняли членов экспедиции с дрейфующей льдины. В Северном Ледовитом океане было создано 29 полярных станций, для изучения природы Северного Ледовитого океана в пределах Российских границ.

Первый трансарктический перелет

Беспосадочный перелет В. Чкалова из Москвы в Америку через Северный полюс

Первый  беспосадочный  трансарктический  перелет   по маршруту Москва – США совершили русские летчики. В 1937 году был осуществлен первый в истории авиации беспосадочный трансарктический перелет русских  из Москвы через Центральную Арктику в США. Три русских летчика В.П.Чкалов (первый пилот), Г.Ф. Байдуков (второй пилот) и А.В.Беляков (радист и штурман) вылетели из Москвы 18 июня и через 28 часов прошли над Северным полюсом, пересекли американский сектор Арктики, пролетели над Северо – Западной Канадой и Британской Колумбией, вышли к Тихому океану. Они пролетели вдоль тихоокеанского побережья  и сделали посадку  около американского города Портленд (низовье реки Колумбии, США).

Первый  атомный ледокол у Северного полюса

Атомный ледокол у полюса

 Первый ледокол, достигший Северного полюса, российский атомный ледокол «Арктика». Руководителем этой экспедиции был Т.Б.Гуженко. Ледокол   подошел к Северному полюсу 17 августа 1977 года в 4 часа по московскому времени. В знак доказательства своего прибытия к полюсу в специальную капсулу были вложен список людей, которые были на этом ледоколе, газеты с материалами об этом походе «Арктики». Капсула была спущена на дно Северного Ледовитого океана.  Это ледокол прошел по маршруту  Мурманск – Новая Земля – Северная Земля – Северный полюс – Земля Франца Иосифа – Мурманск. Этот путь повторил атомный ледокол «Арктика».

В 1987 году из Мурманска пришел к Северному полюсу атомный ледокол «Сибирь», а в 1990 году атомный ледокол «Россия» доставил к Северному полюсу туристов.

Р.Пири первооткрыватель Северного полюса. К Северному полюсу было  совершено еще много экспедиций. Люди его открывали несколько раз в труднейших условиях на собачьих упряжках и дирижабле, на обычных и атомных ледоколах, самолетах.

 

На эту тему Вы можете почитать:

Запись опубликована в рубрике Географические открытия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *