Технологии преподавания географии

Использование в педагогической практике современных технологий преподавания географии способствует повышению интереса к предмету, активности в познавтельной деятельности на уроке и вне его, самостоятельности и развитию творчества, повышению качества знаний, успеху на ЕГЭ. В практике преподавания мною были использованы технологии: РКМЧП, В.Ф.Шаталова, обучение в природе, обучение по электронному учебнику и другие.

Использование электронного учебника на уроках географии (из практики)

Использование электронного учебника по географии создает определенные благоприятные возможности для повышения мотивации учебной деятельности школьников.  Его можно использовать, как традиционный учебник для получения определенной информации  по его тексту,  иллюстрациям, видео фрагментам, словам диктора, словарю. В то же время  можно применить предложенные в учебнике тесты для закрепления полученных знаний на конкретном уроке или по теме.

мультимедиа на урокеВажным моментом при работе электронным учебником является то, что можно формировать у школьника навыки самостоятельной деятельности, умения из предложенной информации находить ответы на заданный вопрос и провести самоконтроль своих знаний.

Самое главное при работе с электронным учебником то, как нацелить ученика на конкретную деятельность по теме. Очень важно дать инструкцию выполнения задания. Не менее важно то, какую итоговую работу должен представить ученик в конце урока.

Проведение уроков географии с использованием электронного учебника следует применять систематически. Важно, чтобы его использование шло параллельно с основным учебником географии.

2270460Ученики с большим интересом выполняют такие задания по электронному учебнику, как поиск ответа на вопрос, анализ графиков и диаграмм, схем и рисунков, карт и картодиаграмм, таблиц и составление выводов, и многое другое.

При использовании  электронного учебника  на уроках географии можно использовать как индивидуальный, так и групповой способ  деятельности учеников.

Например, изучая тему «Строение атмосферы» в 6 классе, предлагаю детям следующую самостоятельную  работу. Каждый работает индивидуально.На основе текста и  иллюстраций ученики  составляют характеристику основных слоев атмосферы.   Данные им следует внести в таблицу.

Слои атмосферы Толщина слоев в км. Температура воздуха. Атмосферное давление. АтмосферныеЯвления. Составвоздуха.
Мезосфера
Стратосфера
Тропосфера

После самостоятельного сбора необходимых данных в указанных источниках, ученики делают вывод  о том, что все слои атмосферы отличаются друг от друга, самый важный из слоев  тропосфера, так как в нем находится  почти весь воздух, влага, здесь формируется погода. Ученики по составленной таблице дают характеристику каждого слоя.

Можно организовать работу в группе. Так, в 8 классе при проведении урока на тему  « Высотная поясность гор», можно предложить самостоятельную исследовательскую работу по специальной инструкции для каждой группы. Группы 2-4 человека. В конце урока группы представляют отчет по работе для оценки. Учитель в роли консультанта. Наблюдает за активностью работы учеников в каждой группе. Каждой группе дается карточка- инструкция с указанием где можно добыть  и отобрать информацию. Заполнить таблицу, сделать вывод.

Название гор Высоты гор Количество зон Какие зоны
Кавказ
Уральские
Алтай
Саяны
Хибины

В конце работы  дети записали вывод о зависимости количества природных зон в горах от их высоты, места их нахождения в стране, удаленности от океана. Качество работы учащихся обычно составляет 80, что выше, чем при использовании традиционных средств обучения.

В 10 классе  после изучения теоретических вопросов  по теме «Урбанизация» предлагается самостоятельная практическая работа с использованием статистического материала по данной теме электронного учебника. Работа проводится с целью углубления и расширения знаний учеников. Каждому ученику выдается карта — инструкция самостоятельной практической работы по теме «Урбанизация». Результаты ответов заносятся в тетрадь и представляются в конце урока учителю на проверку. Качество работы составляет 80-90 %.

Карта — инструкция практической работы

1.Составить ранжированный ряд  регионов изменения урбанизации в сторону ее уменьшения.

Таблица. «Рост численности городского населения».

1)Сравнивая данные 1950 и 2000 годов определить, во сколько раз изменилась величина урбанизации в отдельных регионах мира?

2)Составить ранжированный ряд регионов согласно заданию.

2.Описать мегаполис Сан-Сан. Карта «Мегаполисы США» по плану.

1)Площадь. 2)Протяженность.  3)Численность населения. 4)Плотность населения.

5)Количество агломераций  в данном мегаполисе.

3.По карте « Урбанизация»

1) Познакомиться с ее условными знаками.

2)Выписать названия агломераций с численностью населения более 7 млн. человек.

3)Выписать страны, в которых урбанизация превышает 80%.

4.Открыть «Справочник».

1)повторить термины:

Демографическая политика, демография,  депопуляция, мегаполис, экономически  активное населения, этнология,

5. «Практика»

1)Выполнить задание №1,2, 3- по желанию.

6.Выполнить тест 1 и 2 уровня.

При изучении какой – то темы урока, детям предлагается выполнить  задание «практика» с целью выявления их практических умений. Выполнение заданий идет на основе индивидуального подхода. Сильные учащиеся выполняют 3-5 практических заданий,  некоторые, в силу их возможностей, выполняют  2-3 задания, но правильно.  Организуется  помощь маленьких «учителей», консультирование по выполнению заданий. В итоге всеми учащимися выполняются  практические задания. Все получаю оценки. Поскольку часть заданий носит игровой характер, дети с большим интересом берутся за его выполнение.

В целях осуществления контроля знаний по теме, можно использовать тесты  электронного учебника, что позволяет в течение 12 минут провести тестирование и оценивание знаний всех учеников на данном уроке.

Плюсы работы учащихся с электронным учебником

1.Электронный мультимедиа — учебник   по географии содержит много информации

2.По материалам электронного учебника можно организовать учеников на разные виды деятельности: поиск ответов на вопросы, анализ диаграмм и  таблиц, графиков и схем, рисунков и карт, работу со словарем, тестами, практикумами.

3.Можно  использовать  следующие виды деятельности учащихся:  активная познавательная,  самостоятельная, практическая, творческая,исследовательская, самопроверка и взаимопроверка, индивидуальная и группе.

4.На уроках с использованием электронного учебника, активнее работают  «слабые» учащиеся.

5.Работают все ученики в классе и многие работают дома.

6.С помощью электронного учебника дети выполняют творческие работы  к  уроку, готовят работы на ученические научно — практические конференции, составляют слайдовые презентации к своим творческим работам, учатся самостоятельно добывать знания по разным источникам, работать коллективно

7. У учеников повышается мотивация учебной деятельности и, что очень важно.

8.Возможности использования мультимедиа — учебника велики, постепенно вырабатывается своя методика   ведения урока с использованием электронного учебника, идет знакомство с опытом коллег через посещение уроков, знакомство с методическими материалами печати.

Существует много возможностей  по использованию электронного учебника по географии на большинстве  уроков.  Важно разумно планировать урок, тщательно продумывать, на каком этапе урока можно использовать учебник,  каков должен быть продукт в конце урока. Учитель должен постоянно совершенствовать свою методику не только через собственную практику, но и через РМО, посещение уроков коллег.       Более  успешно идет работа, если используется сочетание технологии  работы по  электронными средствами  с другими технологиями.

Преодоление недостатка электронного учебника

При многих плюсах электронного учебника, есть существенный недостаток. Дети работают молча. Но развитие речи и памяти ребенка должно быть  на каждом уроке, потому нужно ученику дать возможность для проговаривания материала.

Для реализации этой задачи  можно использовать такой   методический прием: сначала ученик проговаривает материал шепотом себе. Далее дети работают в парах,  проговаривая материал,  друг другу, то есть его заучивают. Затем предлагается одному из учеников  проговорить  материал вслух перед классом. Подобная  организация  изучения нового материала способствует хорошему  его усвоению.

Все ученики успешно справились с контрольным заданием.Использование электронного учебника  значительно повышает учебную мотивацию. Дети любят  такие уроки. Повышается интерес, желание работать.  Работают все. Все получают оценки, в большинстве   хорошие.

 Ошибки при проведении уроков с использованием электронного учебника.

1.Не спланирован урок с использованием электронного урока.

2.Нет карточки-инструкции для учащихся по заданию.

3.Нет проговаривания материала учащимися на уроке.

4.Нет консультации учителя по ходу выполнения задания.

5.Чрезмерная опека учеников на уроке.

6.Нет продукта урока.

7.Нет оценок.

8.Нет комментирования деятельности учеников.

9.Не организована взаимопомощь.

Электронный учебник  по географии следует применять во всех классах, но учитель должен тщательно продумывать методические приемы  по организации деятельности учеников.

Статьи о  преподавании географии  из моей практики

  Открытый урок        Декада географии

  Интеграция в обучении      Учимся в природе   Технология  РКМЧП    

   Как перестать беспокоиться   Методы обучения географии

Население России на 2014 год  Адаптивное обучение   Экскурсия в лес  

Экскурсия в лес  Поход в лес   Урок географии.7класс.Африка     

Работа с географической картой  Советы по ЕГЭ

 Работа в паре на уроке     Урок географии.8 класс.Рельеф

Работа по географической карте    Весенняя экскурсия 

  Технология В.Ф. Шаталова     

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>