Интеграция в обучении

 

529717-62f29539f16ce95d - копияВ процессе обучения на уроках географии важно научить учащихся применять географические знания при изучении других предметов и в то же время научить школьников использовать знания по другим наукам при изучении  географии. Для учителя важной задачей является  не только давать определенные знания, но и научить школьников их применять. Педагог Каланский  сказал замечательные слова: «Все, что взаимосвязано, должно изучаться во взаимосвязи».Через интеграцию (сближение ) предметов идет процесс активизации обучения географии.

Изучаемые предметы в школе должны быть тесно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно осуществлять через интегрирование, то есть  через сближение предметов. Интегрирование географии возможно с биологией и историей, математикой и литературой, черчением и трудовым обучением, физической культурой и экологией, физикой. Точки соприкосновения географических тем можно найти с любым изучаемым предметом в школе. Например, при изучении тем: «Масштаб» (география и математика, трудовое обучение), «Великие географические открытия» (география и история), «Открытие Сибири русскими землепроходцами» (география и история), «Климатообразующие факторы России» (география и физика),  «Н. И. Вавилов — великий ученый и исследователь» (география и биология) и другие. Практически при обучении географии представляется  хорошая возможность осуществлять интегрирование с любым предметом. На интегрированных уроках складываются прекрасные возможности учителя для формирования у учеников  видения  взаимосвязей между науками.

5824455_html_1298b2ecШкольники, имеющие хорошие знания по географии, часто затрудняются в их применении при изучении других предметов. Порой не понимают, как можно свои знания других наук можно использовать при изучении географии. Эту важнейшую задачу можно успешно решить через интегрирование географии с изучаемыми предметами.

 

 

 

 

 

 

 Цели и задачи интегрированного обучения на уроках географии

Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания, умений учащихся применять полученные знания в жизни через активизацию их познавательной деятельности. Следует отметить, что при использовании методики интегрированного обучения на уроках и внеурочных занятиях необходимо создать благоприятные условия для самореализации  ребенка. Интегрированный урок требует творческого подхода учителя.

Используя принцип интегрирования в обучении н географии необходимо реализовать ряд задач:

формирование видения учеником взаимосвязей географии с другими предметами;

обучение учащихся практическому использованию географических знаний при изучении других предметов;

развитие навыков поиска решений в нестандартной ситуации;

развитие творческих и практических навыков учащихся; активизация мыслительной  деятельности школьников.

Интегрирование — сближение географии с отдельными школьными предметами. Тема интегрирования в преподавании географии очень интересна   тем, что предоставляется  прекрасная возможность активизации  учебной деятельности учащихся на уроке и во время внеурочной деятельности.

С чего начать подготовку интегрированного урока

Подготовка интегрированного урока требует большего времени, усилий. Исходя из практики, перед его проведением интегрированного урока необходимо учесть ряд правил.

1.Чтобы начать подготовку интегрированного урока следует начать с поиска единомышленников среди коллег.

2. Обсуждаются с коллегами темы    интегрированных уроков. (Скорректировать тематические планы).

3.Выбирается  с коллегами  актуальная тема  интегрированного урока и его название.

4.Выбирается дата проведения урока. (Для подготовки интегрированного урока необходимо 2-3 недели).

5.Определяется продолжительность урока (1 или 2 урока).

6.Определяется роль каждого учителя в подготовке и проведении урока.

7.Обсуждается вопрос о том, каким образом будет проходить соприкосновение предметов, на каких этапах урока.

8.Выбираются методы и приемы активизации учащихся при подготовке и проведении урока.

9.Обсуждается форма проведения урока. ( конференция, практикум, семинар, исследование, проблемный урок, экскурсия, игра и т. д. ).

10.Продумывается, каким будет оформление урока, оборудование.

11.Обсуждается вопрос  с коллегами, об итоговых заданиях учащихся.

12.Обсуждается вопрос об оценке знаний всех учащихся.

13.Обсудить с коллегами важный вопрос о том, каким будет итог урока.

Сделав тщательную предварительную подготовку перед проведением интегрированного урока, можно его проводить.

Об интегрированном уроке по теме «Координаты в жизни».

Тему данного урока можно провести учителю географии и математики в 6 классе. Тема «Координаты в жизни» очень актуальна, так как она сложна для учащихся. Они часто делают ошибки, не всегда понимают, как знания о координатах можно применить в жизни.

Урок можно провести как обобщающий после изучения темы «Координаты» в математике и географии.

Можно использовать знание темы «Географические координаты» при изучении новой темы «Координаты» на уроке математики. Знания о географических координатах помогут усвоить тему о математических координатах. Или наоборот, после изучения темы о математических координатах приступить к знакомству с географическими координатами. При таком подходе материал тем усваивается быстрее и легче. Знания по теме прочнее. У школьников расширяется представление о возможности использования этих знаний.

Предварительно обсуждается  с учителем математики вопрос о том, как начать подготовку у уроку по данной теме. Определяется роль учителя географии и математики на уроке, точки  максимального соприкосновения наук.  Совместно обсуждается важнейший вопрос о том, как логично увязать материал географический и математический.

Если логичной связи не будет, то нет смысла в проведении такого урока.

В ходе урока решается ряд важнейших задач:

закрепляются и углубляются теоретические знания; отрабатываются практические навыки по определению координат точки;

школьники ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты;

ученики находят  сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики;

ученики узнают о появлении координат в математике и географии;

школьники  активны, самостоятельны, глубоко мыслят, проявляют творчество, видят взаимосвязь наук.

За неделю до проведения урока ученикам даются опережающие задания. Например, «Декарт и математические координаты», М.В.Ломоносов и математически точная карта полярных широт», сочинение на тему «Зачем нужны в жизни координаты»(на уроке зачитываются некоторые работы), выставка вышитых работ крестиком, стенд «Профессии и координаты», выставка лучших работ по контурной карте, по математике, составление «хитрых вопросов», составляют ребусы и кроссворды  и т.д.

Через представленные материалы обучающиеся знакомятся с практическим применением умений определять координаты непосредственно в жизни и деятельности  ученика и геолога, шофера и летчика, мореплавателя и вышивальщицы, военного и астронома, градостроителя и агронома, лесничего и ученого, садовода и путешественника, любого человека и т.д.

В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты, ответы на «хитрые» вопросы, составленные учениками.

Школьники исследуют вопрос о значении координат в жизни человека, его практической деятельности.

В конце урока ученики пишут сочинение на тему «Зачем нужны координаты человеку?» или читают заранее написанные дома вслух,  делают рисунки по теме.  При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии за устные и письменные задания, за выполненные творческие задания. Итак, все учащиеся оценены. Как правило, качество знаний высокое. Школьники проявляют высокую активность и самостоятельность, творчество на уроке.

platКроме того, ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применять в жизни.

В экспериментальном классе более 80% учащихся включаются в творческую работу.   Качественные оценки  получают 90- 100%.

Школьники на интегрированных уроках убеждаются в необходимости иметь знания, учатся применять полученные знания в практической жизни.

Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, их интерес.

Ученики успешно работают с различными дополнительными источниками знаний.

Школьники работают индивидуально и в парах, в группах и  выступают в роли учеников, учителей, артистов. На интегрированном уроке есть возможность погрузить учеников в различные ситуации, так идет их адаптация  к различным условиям обучения.

Учащихся можно сориентировать на использование полученных знаний на интегрированных уроках в подготовке к олимпиадам, экзаменам, при поступлении в вузы на географические специальности.

О сложностях проведения интегрированных уроков

При проведении интегрированных уроков есть определенные сложности.

Во – первых, надо найти  среди учителей своих единомышленников. Проще тому учителю, который имеет квалификацию по двум предметам (география и биология, география и история, биология и химия и т.д.).

Во — вторых, надо скорректировать тематические планы и определить цели, задачи, результат.

В – третьих, выбрать ту форму урока, которая позволила бы  организовать процесс так, чтобы учащиеся увидели важность взаимосвязей двух или трех дисциплин.

В- четвертых, учащихся надо подвести к пониманию того, что полученные знания или навыки можно использовать сейчас и в дальнейшей жизни.

В- пятых, подготовка к таким урокам сложная, требует времени, творческих усилий учителей.

185703981Умение проведения интегрированных уроков повышает компетентность учителя. На этих уроках есть хорошая возможность успешно реализовать различные методические приемы, технологии, свои способности и возможности, свое творчество.

 

 

 

Статьи о  преподавании географии  из моей практики

  Открытый урок       Технологии преподавания географии

  Декада по географии      Учимся в природе   Технология  РКМЧП    

   Как перестать беспокоиться   Методы обучения географии

Население России на 2014 год  Адаптивное обучение   Экскурсия в лес  

Экскурсия в лес  Поход в лес   Урок географии.7класс.Африка     

Работа с географической картой  Советы по ЕГЭ

 Работа в паре на уроке     Урок географии.8 класс.Рельеф

Работа по географической карте    Весенняя экскурсия 

  Технология В.Ф. Шаталова     

 

 

 

 

 

 

 

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>