Методические материалы

Об элективном курсе «В мире ориентиров»

27214558 - копия      Я учитель высшей категории разработала учебно — методический комплект (УМК) элективного курса (9класс) по теме «В мире ориентиров». Тема очень актуальна, так как далеко не все школьники владеют знаниями и навыками ориентирования.Данный курс апробирован на практике. Школьники с большим интересом посещали этот элективный курс.

Уважаемые коллеги, в  статье помещена часть материала из  данного элективного курса. Если вас эти материалы заинтересуют, то подайте заявку на мой электронный адрес: gunko.48@mail.ru и получите весь материал по элективному курсу «В мире ориентиров». Стоимость материалов 300 рублей.

В состав учебно — методического комплекта «В мире ориентиров» входит:

1.Программа курса

2. Тематическое планирование.

3.  Вопросы для итогового контроля по курсу.

4.Темы презентаций для учащихся.

5.Полные разработки  восьми уроков.

6.Список литературы для учителя и учащихся.

Некоторые материалы для ознакомления

 Программа элективного курса «В мире ориентиров»

Пояснительная записка

1586 - копия - копия     Человека всегда манит природа. Одни совершают путешествия в лес и горы,  другие тундру и по рекам, третьи по побережьям озер и морей. Многие люди увлечены туризмом. Их манит жажда познаний, стремление к оздоровлению, спортивный интерес. Всякий выезд или выход в природу полон трудностей и риска, поэтому требуется предварительная специальная подготовка, знания приемов ориентирования и соответствующего анализа.  Ориентирование-это умение находить стороны горизонта по компасу или по окружающим объектам в лесу степи, пустыне, горах, незнакомом городе, на реке, озере, в воздухе, под землей.

Учащиеся 9 класса, к сожалению, забывают то, что знали об ориентировании в 6 классе. Мало кто из учеников самостоятельно научился ориентироваться. К тому же многие понимают «ориентирование» как нахождение сторон горизонта и все. Мало кто представляет из учеников, что это понятие более глубокое и широкое, а полученные знания очень необходимы в практической жизни.

Ориентирование — это более емкое понятие: это умение определить время и расстояния по окружающим объектам живой и неживой природы, по природным явлениям предсказать погоду на ближайшее время,  наступления сезонов года и так далее

Цель

Формирование компетенций о способах ориентирования  обучающихся в окружающей природе во времени, пространстве.

Задачи

Познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве, времени.

Практически научить учащихся способам ориентирования во времени, пространстве.

Разделы программы.

1. «Что такое ориентирование» — изучение  понятия ориентирование и способы ориентирования древних людей.

2. «Ориентирование человека в пространстве» — технология обучения учащихся практическим умениям ориентирования их в пространстве по определенным объектам.

3. «Ориентирование по местным признакам» —  серия практических заданий на местности  ориентирования человека по местным признакам (природные объекты, солнце, звезды и т.п.).

4.»Определение расстояний на местности» — изучение простейших способов определения расстояний: на глаз, по звуку и т.д.

После изучения данного материала учащийся получает навыки :

ориентироваться в пространстве по Солнцу, Луне, звездам, другим природным объектам;

ориентироваться  во времени по компасу, растениям, животным;

ориентироваться в населенных пунктах, разных природных ландшафтах

определять расстояния на глаз, по звуку.

Пример одного из 8 уроков

Урок 2.Ориентирование в пространстве по компасу и небесным светилам

Цель. Формирование представлений о способах ориентирования в пространстве.

Задачи. Научить учащихся ориентироваться в пространстве по Солнцу, Луне, звездам

Оборудование: компасы, таблицы, рисунки.

Ход урока.

Перед изучением темы необходимо выяснить, что ученики знают, какие вопросы их интересуют?

Опорные знания учеников.

1.Назовите известные вам способы ориентирования в пространстве.

2.Расскажите  и покажите как можно сориентироваться по компасу. Как правило, ученики допускают неточности  в ориентировании компаса, определении азимутов, потому можно провести практическую работу. Сориентировать компас. Измерить несколько азимутов.

3.Как можно определить стороны горизонта по Солнцу?

4.Как определить стороны горизонта по Луне.

5 Как определяются стороны горизонта по звездам?

Объяснение нового материала.

Способы ориентирования в пространстве.

Ориентирование по компасу

Untitled-2_clip_image014

Горизонт -это вся территория, которую мы видим вокруг себя.

Линия горизонта это линия, где нам кажется, что небо сходится с землей.

Назовите главные части компаса. Сориентируйте компас.

После выполнения этого задания обязательно проверить правильно ли его сделали ученики. Далее следует вспомнить, что называется азимутом и как он определяется. Определите азимут на указанный объект. Проверить. Вспомнить, как правильно берутся значения азимута.

Компас — уникальный прибор для ориентирования в пространстве. Люди всегда  путешествовали, потому и придумали такой замечательный прибор для ориентирования, как компас. Его впервые изобрели китайцы времен династии Сун.
кит.компасТот первый компас был похож на  разливательную ложку из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Выпуклая часть ложки  была установлена  на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине. Устанавливали так, чтобы,  черенок не касался пластины, а свободно висел над ней. Ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Если черенок ложки подтолкнуть, то она начинала вращаться. Черенок ложки показывал направление север-юг.

3609b0 - копия - копияС тех пор человек придумал много модификаций компасов,  все они помогают ему ориентироваться в пространстве. Не зависимо от модификации компаса его главной частью является магнитная стрелка, указывающая направление север-юг.  Созданы морские компасы, карты — компасы, электромагнитные, гирокомпас, электронный и другие.

Ориентирование по Солнцу

erlktpc7278830 - копияСтороны горизонта можно определить по восходу и заходу Солнца.

В Северном полушарии Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00-на юге, в 19.00-на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад

Многие из учеников считают, что Солнце утром появляется на востоке, а заходит на западе. Но здесь надо сделать некоторые уточнения. В зависимости от времени года места восхода и захода его меняются. В северном полушарии зимой  Солнце восходит на юго- востоке, а заходит на юго -западе.

Летом наоборот Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе.

Лишь два раза в год  Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе — это в дни равноденствий, которые бывают 21 марта и 23 сентября.

Найти стороны горизонта можно по полуденной линии.

p3_p58_orientirovanie1      Ровно в полдень тень от предметов в северном полушарии падает на север. Для определения северного направления используют прибор гномон. Простейший его вид, вертикально установленный кол. Тень от него в полдень и есть северное направление. Если вы находитесь где-то в природе, то можно определить северное направление по тени столбов, деревьев, домов, и по собственной тени. В полдень любой вертикальный предмет отбрасывает тень на север в полдень. Эта тень самая короткая. в южном полушарии полуденная линия падает на юг. На территории вблизи экватора полуденная линия падает полгода на север, а полгода на юг. В северном полушарии тень падает на север между северным тропиком и северным полюсом. В южном полушарии тень падает на юг между южным тропиком и южным полюсом.

Определение соторон горизонта по Солнцу и часам

tZjJlOC00.gifДля более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы.

1.Часы поставить на местное время

2.Установить часы в горизонтальном направлении.

3.Установить так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце.

4.Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1(то есть 23 часов 13 часов) на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг.

До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 13, а), а после полудня — ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 13,6).

Ориентирование по Луне

Луна противостоит Солнцу. По ней можно определить стороны горизонта ночью. Если Луна полная, то в 7 часов она на западе,  в 19 часов на востоке, в час ночи на юге. Зная эти особенности, вы легко найдете стороны горизонта в лунную ночь. Некоторые особенности определения сторон горизонта по Луне, если она находится впервой и последней фазе. Если она в первой четверти ,то в 19 часов она будет на юге, а в час ночи на западе. Когда Луна в последней четверти, то в час ночи будет на востоке, а в 7 часов на западе.

Фаза Луны Время
19 часов 1час 7 часов
Первая четверть юг запад
Полнолуние восток юг запад
Последняя четверть восток юг

Нахождение сторон горизонта по Полярной звезде.

311 - копия - копия 302 - копия - копияПолярная звезда расположена в созвездии  Малая медведица и всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо

1.Сначала найти созвездие Большой Медведицы. Этот созвездие напоминает ковш, состоящий  из семи довольно ярких звезд.

2.Далее через две крайние правые звезды  ковша Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами.

3.В конце этой линии найдем Полярную звезду. Эта звезда находится в хвосте созвездия называемого Малой Медведицы.

4.Если встать лицом к Полярной звезде, то перед нами будет направление на север, сзади юг, справа восток, слева запад. Так будут найдены все стороны горизонта, можем двигаться дальшеВывод по уроку

1.Как ориентироваться по Солнцу?

2,Как можно ориентироваться по Солнцу и  часам ?

3.Что такое полуденная линия, как ее определить, когда, как найти стороны горизонта?

4.Каким способом можно ориентироваться по Луне?

5.Как найти Полярную звезду?

6.Как ориентироваться по Полярной звезде?

Домашнее задание

Используя знания , полученные на уроке, определить стороны горизонта различными способами.

В целях выявления степени усвоения знаний учениками, им предлагается составить синквейн с понятием  «ориентирование».

Примерный ответ.

1).Ориентирование

пространстве и времени

помогает, выручает, способствует

помогает человеку в жизни

умение

2).Мир ориентиров

пространственные ,погодные

указывают, выручают, помогают

помогают сориентироваться

и т. д.

Заинтересовал материал? Отправьте  заявку на элективный курс «В мире ориентиров» природе  на электронный адрес: gunko.48@mail.ru и получите полный комплект материалов.

Стоимость элективного курса  «В мире ориентиров»  — 300 рублей.

При заказе данного курса вы можете получить со скидкой 50% разработки 10 консультаций к ЕГЭ в 11 классе  или разработки  интегрированных уроков географии (с математикой, историей, физкультурой).

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>