Рельеф Африки. 7 класс

 Урок по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки»

(Разработка урока)

Цель

Сформировать представления учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых Африки, о правилах составления характеристики форм рельефа по физической карте.

Задачи

Выявить особенности размещения форм рельефа Африки.

Установить причины, влияющие на  формирование рельефа на основе сопоставления физической карты и карты «Строение и развитие земной коры».

Выявить закономерности размещения полезных ископаемых материка в зависимости от строения земной коры и размещения форм рельефа.

Выявить влияние рельефа на природу материка.

Научить учеников составлять характеристику формы рельефа по типовому плану с помощью физической карты, совершенствовать навыки самостоятельного добывания новых знаний учащимися на уроке.

Оборудование

Карты: «Строение земной коры», «Физическая карта Африки», атласы, контурные карты, учебник, тетрадь, план характеристики формы рельефа, картины форм рельефа.

План характеристики формы рельефа.

А.Где расположена данная форма рельефа?

Б.Величина данной формы рельефа( протяженность с с. на ю., направление ее вытянутости).

В. На какой тектонической структуре расположена данная форма рельефа?

Г.Средняя высота.

Д.Наибольшая высота, ее название.

Е.полезные ископаемые.

Ход урока

1.Воспроизведение опорных знаний

1)Что такое равнина? Какие типы равнин известно?.

2)Что называется горой и горным хребтом?

3)Какие факторы влияют на формирование рельефа?

4)На какой платформе расположена Африка?

2.Беседа с учащимися

1.По физической карте Африки назовите основные черты рельефа материка.

(Примерный ответ. )

В Африке преобладают возвышенные равнины, низменности. Горы занимают большую площадь. Самая большая равнина  Сахара. Здесь высоты от 500 м. до 3000 м. Эта равнина имеет неровную местность. Горные области Африки находятся на с-з, востоке, юге материка).

2.Почему в Африке главной формой рельефа являются равнины?

(Ученики ищут ответ на основании сопоставления карты строения земной коры и физической карты).

3.Назовите преобладающие высоты и наибольшую высоту.

4.Как называется наибольшая высота?

5.Где расположены низменности, их размеры.

6.Чем объясняется размещение гор на востоке и юге

7.Почему на востоке материка расположены Великие Африканские разломы?

8.Какие формы рельефа находятся в области разломов?

(Найти ответ в тексте учебника).

Ответ: В  области Африканских разломов есть горсты и грабены, поднятия, рельеф расчленен.

3.Практическая работа по контурной карте

Подписать названия крупных форм рельефа на контурной карте: Сахара, Калахари, горы Атлас, горы Капские и Драконовы, Эфиопское нагорье и Восточно – Африканское плоскогорье, красным цветом обозначить Великие Африканские разломы.

(Заучить эту номенклатуру, провести взаимный опрос с соседом по парте).

Описание форм рельефа устно по типовому плану с помощью карты

Задание. Устно описать рельеф гор Атлас, Сахары, Калахари, Драконовых гор по типовому плану при помощи карт атласа и картин.

(Учитель  ставит за ответ  в журнал только качественные оценки.)

 4.Составьте в тетради синквейн со словом «Рельеф»

Пример.

Рельеф

Равнинный и горный

Изменяется, разрушается, поднимается

Рельеф влияет на природу

Узнавай

Вывод

Предложите ученикам сделать вывод по теме, если он будет недостаточным, то сделать самому.

В рельефе Африки преобладает равнинный рельеф, так как материк находится на платформе. Равнины разной высоты. Есть нагорья, плоскогорья и низменности.

Горы занимают небольшую территорию. Они находятся в области подвижных участков земной коры.

Самый сложный рельеф в районе Великих Африканских разломов. Есть вулканы, горсты и грабены. Равнины свободно пропускают воздушные массы, горы их задерживают.

Практическая работа

Взаимосвязь строения коры земли, рельефа и полезных ископаемых. Заполнить таблицу.

По Сахаре заполняют таблицу так, один ученик проговаривает ответ вслух, другие вписывают данные. Далее ученики делают работу самостоятельно, используя соответствующие карты. В конце работы пишут вывод. Работа эта оценивается у всех. Учитель помогает тем, кому трудно сделать задание.

Форма рельефа Тектоническая структура Полезные ископаемые Вывод 

 

Сахара платформа Осадочные, нефть, газ
Калахари платформа Нефть, алмазы
г. Атлас Подвижная зона Фосфаты, серебр. руды
г.Драконовы Разлом плит Алмазы, урановые руды
Восточно – Африканскоеплоскогорье Подвижная зона Руды: медные, хромовые

 

Домашнее задание

1.Знать главные особенности рельефа Африки.

2.Повторить номенклатуру.

Статьи. Разработки уроков по географии

Зарубежная Азия. Урок географии.      

Индия. Урок Географии. 11 класс.

Хозяйство Индии. Урок географии. 11 класс   

 Сельское хозяйство Азии.Урок географии 

Япония.Урок географии в 11 классе.   

 Австралия. Урок географии 11 класс

Китай. Урок географии 11 класс   

 Зарубежная Азия. Урок географии 11 класс

Страны Зарубежной Азии Урок географии 11 класс      

Африка географическое положение

Урок.Африка.Географическое положение

Урок географии 7 класс Африка

Урок географии 7 класс Южная Америка

Урок географии 7 класс Природные зоны   

Зарубежная Европа.Урок географии 11 класс      

Субрегионы Европы. Урок географии 11 класс

Урок. Африка. Географическое положение

Урок. Ориентирование     

План урока географии в 8 классе

Урок по ориентированию на местности

 

Хозяйство Японии. Урок географии 11 класс                              

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>