Ростов Ярославский

Кремль Ростова Великого

Ростов Великий один из древнейших славянских городов России. «Преславный град Ростов» впервые упоминается в «Повести временных лет» 862 года. В 1777  Ростову официально был присвоен статус города.  С 70 – х лет 20 века город входит в состав туристического маршрута «Золотое кольцо России». В Ростове находится уникальный памятник древней архитектуры и культуры «Ростовский кремль», церкви и монастыри, археологические памятники. Всего в городе 326 памямятников, 1/3 из них федерального значения. Ростов — один из центров туристического маршрута «Золотое кольцо России». Ростов Великий находится на побережье озера Неро. Ростов Великий один из духовных центров России, имевший значение в исторических событиях страны, как Троице — Сергиев,  Ферапонтов, СпасоПреображенский в Ярославле, Новодевичий,  Соловецкий на островах Белого моря ,города Углича, Ростова Великого  и другие. Ростов Великий находится в северной части Русской равнины.

Из истории города

Не смотря на то, что о Ростове есть упоминание в старинной летописи «Повести временных лет» под  862 годом, археологические памятники близ Яковлевского монастыря на речке Унице свидетельствуют о более раннем освоении человеком этих мест.

Русский исследователь Ю.Шамурин отмечал, что об основании Ростова нет ни устных преданий, ни легенд, которые обычно описывают историю древнерусских городов. Возникновение города относится к незапамятным временам, к давности более древней, чем появление легенд и сказаний. Ростов существовал еще до пришествия Рюрика. Согласно археологическим сведениям на берегу озера   Неро в 7 веке возникло укрепленное фино – угорское поселение племени меря.

Здесь было древнейшее поселение славян среди угро – финского племени меря, обитавшего в северном Поволжье. Меряне охотились, рыбачили, занимались земледелием, а также знали кузнечное и литейное дело, кожевенное производство, обрабатывали древесину  и волокна.

В 10 – 11 веке на ростовские земли проникли новгородские славяне и кривичи. В 12 веке Ростов делился на два конца: Чудской (мерянский с язычеством ) и славянский с христианством. Если мерянин принимал христианство, то обязан был оставить прежнее место жительства. Со временем меря в 12 веке исчезли слившись с  славянами. Как память о племени меря сохранились до настоящего времени названия населенных пунктов: Инеры, Веска, Шугарь, Солоть, Ишма и др. С поселением в новом городе новгородцев установились их обычаи и порядки, прочно укрепился вечевой строй, власть князя была ограничена вече, в котором господствовало боярство. Об этом есть сведения во владимирских летописях. Затерянный среди лесов Ростов, находился  вдалеке от политических путей. Князья бывали здесь лишь нередкими наездами.  В 991 году был построен Успенский собор, но сгоревший в 1160 году. В период с 989 года по 1010 год в Ростове княжил молодой Ярослав Мудрый. С 11 века город начал быстро расти и усиливаться, богатеть. При князе Юрии Долгоруком Ростов получил титул «Великий», но князья предпочитали жить в Новгороде, Владимире и Суздале. Судя по отдельным летописям, не смотря рост населения города и его богатство, князей смущало само «величие» города, свободный и вольный ход его жизни, «буйство» бояр, бунты, изгнания и убийства неугодных лиц. Князья поэтому не стремились делать Ростов своей резиденцией. Однако вдалеке от шумных княжеских дворов в Ростове строились церкви, копилась христианская культура в то время, когда еще не было Москвы. Ростовские монахи славились своей образованностью, в монастырях были созданы библиотеки. Из Ростова выходили религиозные проповедники на Руси. Древнейший Ростов по своему богатству не уступал Новгороду и Киеву. Многие хотели завоевать этот город: татаро – монголы и литовцы, поляки и шведы. Они разоряли и грабили город, но каждый раз Ростов вставал из пепла и становился более величественным и прекрасным.

Успенский собор

Ростов достиг большого расцвета  в конце 12 начале 13 веков при князе Константине Всеволодовиче. В период его княжения Ростов стал одним из самых больших славянских городов на северо – востоке Руси.  Часть города площадью в 100 га была укреплена рвом и валом. В Ростове был княжий и епископский дворы, большой торг, около 20 церквей, несколько монастырей, в том числе один из самых древнейших Амвраамиев.  По указу князя Андрея Боголюбского  в 1204 году был построен белокаменный Успенский собор. После смерти Всеволода  ростовское княжество распалось на три части, а Ростов возглавил князь Василько Ростовский. В последствие этот князь погиб за отказ, будучи плененным, служить Батыю. Жена князя ушла в монастырь Спас – на – Песках на окраине Ростова. Некоторое время этот монастырь назывался «Княгининым». После объединения его с Яковлевским монастырем стал называться Спасо – Яковлевским.

Старинная народная поговорка гласит: «Ехал черт в Ростов, да испугался крестов». В этой поговорке отражается главная особенность Ростова Великого. Повсюду среди зелени деревьев и полей находились белокаменные церкви, в центре города возвышался кремль, украшенный несколькими десятками церковных глав. Создание белокаменного ростовского ансамбля связано с именем митрополита ростовского Ионы Сысоевича. Он, человек огромной культуры и тонкого художественного вкуса, был выходцем из крестьян. Иона Сысович хорошо знал традиции ростовской школы архитектуры. Некоторое время он был в Москве, где временно исполнял обязанности местоблюстителя патриаршего престола. Вернувшись в 1664 году из Москвы, он начал возводить резиденцию митрополита такую, чтобы она была по своей архитектуре достойна Успенскому собору, красовавшемуся в центре города. Этот собор после пожара в 1160 году  восстановили в каменном исполнении в 16 веке по подобию Успенского собора в Москве.

Успенский собор Ростова удивляет гармонией своих пропорций, великолепными фресками ярославских и костромских мастеров.

Иона Сысоевич начал довольно быстро возводить свою резиденцию в камне рядом с Успенским собором. Была построена  в 1675 году церковь Спас – на — Сенях, с западной стороны к церкви примыкала Белая палата. Исследователи предполагают, что эта церковь была расписана самой первой. В ее росписях такие евангельские сюжеты, как  «Распятие», «Снятие креста», «Положение во гроб», «воскресение», композиция «Страшного суда» занимает всю западную стену. В 1690 году были возведены надвратная церковь Воскресения и церковь Иоанна Богослова, Григория Богослова. Мощные стены окружали территорию, где находились Митрополичий дом и Красная палата – «хоромы для пришествия великих государей», Дом на погребах, Иераршая палатка и другие строения. Красная палата до настоящего в первоначальном  виде не сохранилась, однако в описи 1691 года говорится, что ее «Столовая, а в ней  писано стенным письмом; пол настлан железными и чугунными досками, перед столовою  — сени; подле сеней  — палата Отдаточная, двои сени проходные, под ними исподних житей – хлебня, да 8 палат жилых. От ворот на двор крыльцо каменное, над лестницей  — свод; над рундуком два шатра каменных, опаянных железом белым».

После того, как митрополию перенесли в Ярославль, Ростовский кремль переживал не лучшие времена. Без присмотра погибали древние книги и  архивные документы, часть зданий кремля стали перестраиваться для других целей, башни и храмы приходили в упадок.

Ростов, находясь в составе Русского государства при Иване Грозном с 1565 по 1569 год относился к земщине, постом к опричнине. В смутное время в 1608 году город был сожжен и разграблен Тушинскими отрядами. Но, как и всегда, город возродился. В конце 18 века после перемещения епархии в Ярославль город Ростов стал уездным центром. С 18 – 19 в. в Ростове ежегодно проводилась знаменитая ярмарка, уступавшая лишь Нижегородской и Макарьевской ярмаркам.

В начале 19 века весь архитектурный ансамбль Ростова хотели снести и построить на этом месте огромный гостиный двор. Хорошо, что этого не случилось. Ростовские купцы быстро приспособили здания кремля в склады. В течение 50 лет кремль Ростова приходил в Упадок. Только с 1870 года кремль начали восстанавливать и реставрировать. В конце 19 века Ростов стал известным центром в стране по производству финифти, в городе появился первый водопровод, школы и гимназия. В конце  19 века начинается реставрация архитектурных памятников кремля. В 1883 году в Ростове открылся музей церковных  древностей, который в настоящее время стал научным и культурным центром города.

В настоящее время ростовский кремль напоминает замок, олицетворяющий силу и власть бывших обитателей. Кроме культовых построек в кремле в городе Ростове было много и других храмов и монастырей. Это, например,  Богословская церковь и Исидора Блаженного,  один из древнейших Богоявленский Авраамиев и Спасо – Яковлевский монастыри. В Ростове более 20 церквей. Ростов на протяжении столетий является важным религиозным центром России.

Современный Ростов тихий небольшой городок  площадью 32 кв. километра, с населением на 2012 год 31368 человек. Ростов Великий с великой историей и многочисленными великими памятниками архитектуры и культуры.

Статьи о великих городах мира

Токио  Рио — де — Жанейро    Ярославль      Углич   Пекин   Шанхай. Китай

Владимир. Суздаль        Города Бразилии     Города США      Париж

Город Ереван   Города Бразилии

 Калькутта   Гавана. Куба   Ростов Великий   Московский кремль   

 История Великого Новгорода      Санкт — Петербург

Город Рим     Рим.Достопримечательности     Иордания.Петра     Город Стамбул 

Город Пекин    Стамбул.Достопримечательности   Кремль Великого Новгорода  

Город Чичен — Ица

Город Дамаск       Город Дербент

Самарканд.Узбекистан

Мачу — Пикчу

Теотикуана

Чичен — Ица

Херсонес

Сингапур

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>