Рыбинск. История

Рыбинск

Рыбинск — город на Верхней Волге, долгое время он был «столицей бурлаков»,  был и остается крупным перевалочным центром в России хлеба и других грузов. Ныне этот город является  важным промышленным центром, транспортным узлом  Ярославской области и России.

Рыбинск древнее поселение в районе Верхней Волги. Город претерпел немало изменений с 1017 года по настоящее время. Он имел большое значение для страны во все времена. В далеком прошлом место, где находится город Рыбинск, заселяли в древние времена племена угро – финнов. Об этом свидетельствуют названия рек, например, угро – финны называли реку Шексну  «Шехонь», а р. Черемуху – «Черемха». Впервые упоминание о первом населенном пункте Усть – Шексна появилось в 1017 году. Историческим местом зарождения Рыбинска является впадение реки Черемухи в правобережье Волги. Острый мыс в этом месте называется Стрелка. Район устья левого притока Волги  Шексны вошел в состав города лишь в 20 веке в период интенсивной индустриализации.

Первые поселения

В районе исторического центра Рыбинска была найдена человека каменного века. Древнейшее поселение называлось Усть – Шексна, об этом свидетельствует первое летописное упоминание в связи с Ростовским восстанием в 1701 году.

Место нахождения Рыбинска

На  месте этого древнего поселения в ходе археологических раскопок были найдены следы торгово – ремесленного поселения начала 11 века – это изделия византийского, арабского и скандинавского происхождения, была найдена  актовая печать Игоря Ярославовича. Есть основания судить о том, что на месте  современного Рыбинска проходил важнейший торговый путь.

В 1504 году Усть – Шексна упомянута как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III, позже она принадлежала московским царям. Эта слобода была построена из дерева, ее жители платили натуральный рыбный налог. Первые каменные здания, в том числе собор Спаса Преображения появились в 17 веке.

Рыбинск в 18 – начале 20 в.

В 1777 году Рыбная слобода стала уездным центром Ярославской губернии. В этом же году получила название Рыбинск.

Город стал быстро развиваться после переноса российской столицы из Москвы в Санкт  — Петербург. В период 18 – 19 в. Рыбинск находился на перекрестке важнейших торговых путей из Санкт – Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири через реку Каму к Балтийскому морю, что способствовало быстрому росту и развитию города.

В районе Рыбинска заканчивался глубоководный путь Волги, выше по ее течению у поселка Переборы Волга была настолько мелководной, что ее переходили вброд. По этой причине разные товары и хлеб, доставленные с низовьев Волги, перегружали на небольшие суда. Которые могли передвигаться по Тихвинской и Мариинской водным системам. Эти системы соединяли Волгу с Балтийским морем.

В 1863 году была построена железная дорога вдоль реки Шексны, а в1870 году построена железная дорога Рыбинск – Бологое. Грузы, доставленные в Рыбинск по реке с Нижней Волги, перегружали в железнодорожные составы и далее они шли во все концы России и в зарубежные страны.

Биржа

В начале 20 века в Рыбинск доставлялось хлеба и разных товаров 1,5 млн. тонн/год на сумму 75 млн. рублей. Лишь незначительная часть хлеба перерабатывалась на мукомольных мельницах и шла на изготовление пива. Большая часть хлеба и других товаров хранилась в огромных складах. В городе было создано огромное складское хозяйство, в том числе первый нефтяной склад братьев Нобелей. В связи с развитием города Рыбинска стала переселяться часть населения из близлежащих сел и городов: Бежецка, Углича и др.

Наибольшая часть грузов переваливалась в летнее время, потому в это время года в Рыбинске бурлаков и ломовиков было в разы больше числа постоянных жителей города. Так в начале 20 века в период навигации на Волге численность населения города увеличивалось в 4 раза. К 1870 году на Волге интенсивно развивалось пароходство, потому  бурлаков почти не осталось.

Развитие промышленности в конце 19 века

В конце 19 века в Рыбинске стала развиваться промышленность. Так в 1859 году купец Н.М.Журавлев в окрестностях города построил крупнейшую в Европе канатную фабрику, судостроительный и кирпичный заводы. Однако при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940 году они были затоплены. В 19 веке был построен чугунолитейный завод Головина, железнодорожные мастерские, теперь на их базе работает завод дорожных машин «Раскат». Работали крупные мукомольные фабрики купца Е.Калашникова и А. Галунова.

В начале 20 века братьями Нобель был построен судостроительный завод в пригородном поселке Слип.

В годы первой мировой войны  в Рыбинск были эвакуированы некоторые заводы. Так на базе предприятия «Феникс» появился «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» появилось предприятие «Вымпел». В 1916 году началось строительство автомобильного завода» Русский Рено», в последствии на его базе появился моторостроительный завод, который  выпускал авиационные моторы.

Особенности архитектуры города

Архитектура Рыбинска

 С 18 века город стал застраиваться по единому плану ярославского губернского архитектура И.Левенгагеном. Одни улицы тянулись параллельно реке Волге, а другие перпендикулярно им. Кварталы города были в виде правильных квадратов. Главная улица Крестовая тянулась вдоль Волги. На углах кварталов были построены двухэтажные особняки. Поскольку  Рыбинск был купеческим городом, то город отличался от других городов высоким благосостоянием горожан. Здесь были гимназии, училища, библиотеки, городские парки, храмы. В 1860 году  была построена в Рыбинске крупная типография, которая превратилась к настоящему времени в крупное предприятие ОАО «Рыбинский дом печати». В 1876 году в городе был построен театр (Арх. В.А.Шретера), позже сгоревший. В Рыбинске в 1842 году была построена хлебная биржа, по своей значимости она занимала 3 место в России. В 1912 году было построено новое здание биржи. В начале 20 века в Рыбинске появилась электростанция и водопровод, улицы освещались электричеством.

Рыбинск в первой половине 20 века

Рыбинск с 1921 года по 1923 год был центром Рыбинской губернии, с 1929 года по 1930 год – центр Рыбинского округа, а с 1936 года город вошел в состав Ярославской области.

Рыбинск из торгового центра превратился в крупный промышленный центр. На базе завода «Русский Рено», начал работать моторостроительный завод, а в 1932 году был открыт Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе. В городе работали заводы полиграфических машин и дорожных, судостроительный завод, работали хлебные элеваторы. В 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск  — Товарный» был построен самый крупный элеватор в Европе. Вокруг появляющихся предприятий возникли рабочие поселки, позже по их названиям стали называться микрорайоны города: Западный, Северный, Восточный. Около судостроительного по производству катеров около моторостроительного завода, Старый и Новый микрорайон около судостроительного завода, около механического завода микрорайон Волжский.

К 1930 году город имел границы современного Рыбинска, в его состав вошли  такие поселки, как  Переборы, Копаево, Волжский, п. ГЭС – 14, Заволжье.

В 1936 году по проекту «Большая Волга» началось строительство Рыбинской ГЭС для обеспечения Рыбинска и Москвы электроэнергией и гидроузла, который обеспечивал глубоководный путь из Волги в Балтийское море и к Москве – реке. В 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища.

Рыбинск в годы Великой  Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в районе Рыбинска не было военных действий, но бомбардировке немецкими самолетами подвергались его некоторые объекты. В город было эвакуировано Пушкинское танковое училище. Важные стратегические объекты, как завод авиационных моторов и авиационный институт были эвакуированы в Уфу, где впоследствии на их базе возникло Уфимское моторостроительное объединение и Уфимский государственный авиационный университет. Были эвакуирована и часть жителей в Уфу, часть из них осталась навсегда жить в Уфе. После окончания войны завод авиационных моторов и авиационный институт в Рыбинске были воссозданы.

В 1942 году на Рыбинской ГЭС были подключены две турбины в качестве резервного стратегического источника энергии,  для важнейших объектов Москвы: Кремля, Генштаба, вокзалов, радиовещания. Энергия подавалась в Москву с Рыбинской ГЭС по специальным бронированным подземным кабелям, потому столица получала электроэнергию даже после того, как в ходе бомбежки были выведены из строя подмосковные ТЭЦ.

Рыбинск во второй половине 20 века

После 1945 г в городе Рыбинске развиваются отрасли машиностроения. Это  приборостроение и электротехническое производство, работает электромеханический завод «Магма» и оптико — механический завод «Призма», завод гидромеханизации и деревообрабатывающих станков, предприятия ВПК, судостроительное производство.  Работает мебельное и   деревообрабатывающее производство «Свобода», спичечная фабрика «Маяк»,  пищевая промышленность.

В Рыбинске появились многоэтажные жилые комплексы. В 1963 году город был подключен к магистральному газопроводу, в 1976 году была создана троллейбусная сеть, а в 1977 году была создана окружная железная дорога. Численность населения города к 1980 году стала 250 000 человек.

Современный Рыбинск

Рыбинск. Пристань

В годы кризиса в девяностых прекратили вое существование электротехнический завод «Магма» и оптико – механический завод «Призма», завод деревообрабатывающих станков и спичечная фабрика «Маяк», кондитерская фабрика и строительный трест №16, Волжский машиностроительный завод и другие предприятия. Было «заморожено» строительство многих социальных объектов и жилых домов. По этим причинам часть населения стала уезжать из Рыбинска, к тому же в это время происходил демографический кризис. В Результате численность населения уменьшилась. За последние 25 лет число жителей города сократилось на 24%(60 000 человек).

После кризиса девяностых в Рыбинске появились производства ЗАО«Рыбинскэлектрокабель» и «НПО «Криста», в 2014 году был запущен завод «Русские газовые турбины», оживилось строительство жилья. На первое января 2018 года в городе было зарегистрировано 5373 хозяйственных объектов.

Город Рыбинск имеет свою уникальную историю становления и развития. Он остается важным речным портом на Волге, крупным промышленным центром, важным транспортным узлом России,культурным и образовательным центром.

 

Категория: Города России  Теги: ,
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>