Самарканд. Узбекистан

Площадь Регистан

Город  Самарканд один из древнейших городов мира, современник Древнего Рима, «перекресток культур», «Рай Востока», «драгоценная жемчужина мира» — сверкающий город, столица великого Тимура, более 2000 лет ключевой пункт на Великом Шелковом пути между Китаем и Европой, один из основных центров науки средневековья, музей под открытым небом. Город основан в 8 веке до нашей эры. Исторический центр площадь Регистан с его уникальными архитектурно – культурными памятниками явлена в 2001 году объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Самарканд второй город в Узбекистане после Ташкента по численности населения и величине территории, является административным центром  Самаркандского вилоята (области). Этот город занимает 120 кв. км, в нем проживало на 1 января 2016 года 519,4 тыс. человек.

О названии города

В античное время греки называли этот город Мараканда, Мароканд. Ученые считают, что название города «Самарканд» произошло от тюркского  языка «Семиз – канн», на русском означает  богатое место, богатое поселение. Китайцы называют этот город «Си – ми – се – канн», что значит «тучный город».

Где находится Самарканд

Город Самарканд расположен на востоке республики Узбекистан, к югу от Ташкента. Город стоит на берегу реки Зеравшан  на высоте 702 метра над уровнем моря. Самарканд находится в области  субтропического сухого климата. Зима здесь с ноября по март, температура воздуха в это время 0 градусов С. Лето сухое и жаркое, средняя температура выше 15 – 20 градусов, максимальная выше 40 градусов. Координаты города: 39 град. 33мин.15 сек. с. ш. и 74 град. 21 мин. в. д.

Из истории города

Самарканд  — современник Древнего Рима. На месте Самарканда в далекие исторические времена стоял город  — столица Мараканда древней страны Согд, во многом остающейся загадкой до настоящего времени. Этот город в четвертом веке до нашей эры атаковала армия Александра Македонского. Здесь происходили главные события борьбы народа страны Согд под руководством Спитамена.

Городище Афросиаб.

В период первого – третьего веков, когда Согдиана входила в состав Кушанского царства, античный город  Мараканда испытывает расцвет. В это время увеличились границы города. Однако кризис рабовладельческого строя в Средней Азии привел к уменьшению размеров территории города. В шестом – седьмом веке в период зарождения феодализма вокруг Мараканды появились сотни замков дихкан – мелкопоместных владельцев. Во время нашествия монголов в восьмом веке в Средней Азии были разрушены многие города, уничтожены памятники искусства. Войска Чингисхана стерли с лица земли Афросиаб. Крепостные стены были снесены, дворцы и дома сожжены, знаменитый водопровод, по которому подавалась вода в город, был разрушен. Там где росли сады, появились песчаные барханы.

Город все же не умер. В 14 – 15 веках во время правления великого завоевателя Тимура (Тамерлана) начался его новый расцвет. Тимур решил Афрасиаб – Самарканд  сделать столицей своей империи, хотел возвеличить этот город, сделать его прекрасным и грандиозным, превосходящим все другие города мира. А такие города, как Дамаск, Багдад, Каир – величайшие города того времени должны были казаться деревнями по сравнению с Самаркандом. Чтобы подчеркнуть величие этого города Тимур давал название окрестным селениям такие, как Багдад, Дамаск, Шираз. Тимур, какие бы страны ни покорял, отовсюду привозил людей, особенно старался собирать мастеров по разным ремеслам: ученых и поэтов, музыкантов и ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, мастеров по изготовлению глиняных и стеклянный изделий, мастеров золотых дел и других. Вокруг города было создано 13 садов. Самый большой сад был настолько велик, что потерявшуюся в нем лошадь архитектора искали целый месяц (так рассказывают древние хроники). Архитектурный ансамбль Самарканда при Тимуре представлял собой улицу, начинавшуюся от Железных ворот и обстроенную по сторонам гробницами и культовыми строениями. На склоне холма Афрасиаб  были построены мавзолеи Шахи – Зинда, что означает «живой царь», культ которого существовал задолго до прихода сюда ислама. За Железными воротами находились грандиозные сооружения  — соборная мечеть Тимура, а напротив медресе Сарай – Мульк – ханым. От этих строений и Железных ворот остались руины. Сразу после восхождения на престол Тимур (Тамерлан) построил в 1370 году дворец Куксарай, в котором был установлен знаменитый тронный камень Кукташ – в переводе с тюркского языка означает голубой камень, который теперь находится в мавзолее Гур – Эмир. Рядом с Куксараем был возведен еще дворец Бстосарай – «Дворцовый цветник». В 1888 году полуразрушенный Куксарай был уничтожен. Виды этого дворца запечатлены на картинах В.Верещагина  туркестанской серии.

В эпоху правления   Улукбека Самарканд стал  одним из центров мировой науки, где работали лучшие ученые мусульманского Востока. Во времена Мирзо Улукбека  Самарканд был центром науки Средней Азии. Сюда приезжали знаменитые математики и астрономы, историки и ученые других наук. Улукбек лично подбирал преподавателей для медресе. В сверкающий город  Самаркан, «драгоценную жемчужину мира», съезжались купцы и ученые, паломники и поэты, странники и дипломаты. Город Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства в эпоху правления Шейбани – хана и Кучкунджи – хана. В это время продолжалось строительство. Построены медресе Шейбани – хана, впоследствии она разрушена. С приходом к власти Убайдуллы(1533 – 1540) столица была перенесена в Бухару. В период Бухарского ханства Самарканд был княжеским центром.  В период Бухарского ханства с 1612 по 1656 год, когда правителем Самарканда был назначен Ялангтуша Бахадура, в городе  начался новый виток его развития.

В 19 веке Самарканд был занят русскими войсками и присоединен к Российской империи, стал административным центром Зеравшанского округа, который был преобразован в 1887 году в Самаркандскую область. В 1888 году к городу была проведена Закаспийская железная дорога от Красноводска, расположенного на побережье Каспийского моря, до Самарканда. Позже эта дорога  была продолжена на восток. После Октябрьской революции Самарканд вошел в состав Туркестанской АССР. С 1925 года по 1930 год  этот город был столицей Узбекистана. Далее этот город остается административным центром Самаркандской области, культурно – историческим, образовательным, туристическим и промышленным центром Узбекистана.

Достопримечательности Самарканда

Площадь Регистан

Главной достопримечательностью города является его центральная площадь Регистан, самая древняя и главная площадь города. Регистаном называли главные площади Среднего Востока. Эта площадь и исторические памятники, расположенные на ее территории объявлены в 2001 году культурными объектами ЮНЕСКО. К площади со всех сторон подходят улицы Старого города. В древности в этом месте проходил канал, который оставил большую массу песка. По этому месту дано название «Регистан», что означает в буквальном переводе «место песка», «песчаное поле». В настоящее время в Регистане находится три медресе: Шир – Дор и Тилля – Кари были сооружены в 17 веке, одно здание было построено  при жизни Улукбека. Здание Шир – Дор построено на месте разрушившегося здания ханаки – странноприимного дома для дервишей. Согласно старинным описаниям к югу от медресе Улукбека находилось здание главной соборной мечети Самарканда, которая была построена на средства  богатого вельможи Алике – Кукельташа. Рядом находились здания бани, считавшиеся самыми красивыми во всем междуречье Сырдарьи и Амударьи. Главной достопримечательностью этих бань был пол, выложенный различными породами камня. Регистан в Самарканде известен в мире благодаря расположенному архитектурному ансамблю 15 – 17 веков.

Главными достопримечательностями Регистана являются три уникальных культурно – архитектурных памятника: медресе Улукбека (1415 – 1420 г.)  в западной части, медресе Тилля – Кари (1646 – 1660 г.) с одноименной мечетью в центре, медресе Шердор (Обитель львов, 1619 -1636 г.) с одноименной мечетью на востоке. Архитектурный ансамбль Регистана создан в персидском стиле. Ансамбль из трех медресе считается уникальным примером градостроительства и архитектурного оформления главной площади города.

Медресе Улукбека

Медресе Улукбека

Медресе Улукбека возвели в 1415 — 1420 году по указу самого ученого в западной части Регистана. Прямоугольное здание медресе по углам с четырьмя башнями – минаретами, большим внутренним квадратным двором, по сторонам которого находились кельи (худжры), где жили студенты. Восточной стороной с высокой стрельчатой аркой это здание обращено к площади. Медресе Улукбека с богатыми архитектурными украшениями, великолепными мозаиками, геометрическими орнаментами, изображениями звездного неба на тимпанах главного портала было подлинным храмом науки. В настоящее время при входе в арку портала приходится спускаться на несколько ступенек вниз, а когда – то люди поднимались по ним вверх. Со временем в этом здании исчезли вторые этажи хурдж, увенчания порталов и минаретов, поднятые на барабанах купола, однако, не смотря на это, все же ощущается стройность пропорций здания медресе. Чуть позже рядом медресе была возведена обсерватория, это принесло Самарканду славу  одного из главных научных средневекового востока.  Позже напротив медресе была построена ханака Улукбека, с северной стороны был караван – сарай. Эти два строения простояли 200 лет, а потом на их месте были построены медресе Шердор и Тилля – Кари. Медресе Улукбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока.  Здесь читались лекции по математике, геометрии, о человеке и мировой душе, богословию, философии выдающиеся ученые того времени.

Медресе Шердор

Медресе Шердор

Медресе Шердор построено в 1646 – 1660 году на месте ханаки Улукбека. Это строение возвел  известный зодчий Абдул – Джаббар,  а декорировал здание Мухаммед Аббас. Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улукбека, а отличает его огромный купол. На стенах медресе написаны цитаты из Корана. На портале главного входа изображен герб города – барсы с солнцем на спине. В центре арки написано на арабском языке: «Господь всемогущ!» Фасады медресе снаружи и изнутри выполнены из глазурованного кирпича, мозаик, росписей с позолотой. Фасады по своей красоте уступают только медресе Улукбека.

Медресе Тилля – Каре

Медресе Тилля — Каре

Медресе Тилля –Каре расположено в северной части площади Регистан на месте караван – сарая Улукбека в 1646 – 1660 годах. Здание имеет квадратный главный фасад,  сбоку от него находятся два двухэтажных крыла   с арочными нишами и угловыми башнями. По периметру внутреннего двора расположены кельи (худжрами) для учеников. С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. Здание медресе отделано мозаикой, майоликой, растительным и геометрическим орнаментом. В декоре отделки использовано много золота, за это было названо Тилля – Каре – означающее «много золота». В течение всей истории медресе было не только учебным центром, но и соборной мечетью.

Мавзолей Гур – Эмир

Мавзолей Гур — Эмир

Мавзолей Гур – Эмир является усыпальницей Тимура (Тамерлана) и членов его семьи. Он построен в 1403 – 1404 г. для внука Тамерлана, впоследствии мавзолей стал усыпальницей и самого Тамерлана.

Гур — Эмир. Внутри мавзолея

Мавзолей расположен у небольшого пруда на площади Регистан. В этом мавзолее захоронены сыновья Тимура, в том числе и великий средневековый ученый Мирзо Улукбек, внуки. Здание мавзолея находится в юго –западной части Самарканда. Голубой ребристый купол мавзолея Гур – Эмир диаметром 15 метров и высотой 12,5 возвышается над барабаном, установленным на восьмигранном основании. Деревянные двери, инкрустированные слоновой костью, ведут в парадный зал. Через мраморные решетки лучи освещают восемь надгробных плит. Сами могилы находятся в подземелье. Мавзолей неоднократно реставрировался  с 1916 года. Последняя реставрация была в 1996 году  в связи с 660 – летием Тамерлана.

В Самарканде есть еще ряд достопримечательностей. К востоку от медресе Тилля – Каре находится мавзолей Шебанидов, представляющий нагромождение надгробий, старейшее 15 века.

Позади медресе Шердор находится древний торговый шестигранный купол Чорсу 15 века, указывающий на статус площади Регистан в качестве торгового центра Самарканда. Достопримечательностями города являются объекты: городище Афросиаб, мечети Биби – Ханум и Хазрет – Хыз, Ходжа Зиемурод, Кук, Ходжа Ниспатдор, Намасгох;  мавзолеи Биби – Ханум и Ходжа Дониер, ансамбль мавзолеев Шахи Зинда, Рукхобот, Аксарай и другие. Достопримечательностями являются руины Куксарая (бывшего дворца Тимура), христианские соборы.

Самарканд – образовательный центр

В 1927 году в Самарканде появилось первое светское высшее учебное заведение –Узбекский педагогический институт, позже он был переименован в Узбекскую государственную педагогическую академию, потом в педагогический университет. В 1961 году был открыт Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои. Позже появились такие институты: медицинский, кооперативный, архитектурно – строительный, высшее военное автомобильное командно – инженерное училище. В годы Второй мировой войны в Самарканд из Москвы была эвакуирована Артиллерийская академия. В 1994 году  в городе был открыт институт изучению иностранных языков. В настоящее время, как и в далеком прошлом, Самарканд остается крупнейшим образовательным центром Узбекистана. В настоящее время в городе работает 59 школ, 20 колледжей, ряд высших учебных заведений. Крупными высшими учебными заведениями являются: Самаркандский государственный университет с десятью факультетами имени Алишера Навои и медицинский институт, институт экономики и сервиса, филиал Ташкентского университета информационных технологий, институт иностранных языков и архитектурно – строительный институт,  сельскохозяйственный институт и высшее командно – инженерное училище.

Транспорт

Авиалинии связывают город Самарканд с Ташкентом, Бухарой, Ферганой, Москвой, Санкт – Петербургом, Киевом. Железные дороги связывают Самарканд с крупными городами Узбекистана, а также с Волгоградом, Саратовом, Алма — Ата. На рубеже 20 – 21 веков от Самарканда до Ташкента стал ходить скоростной поезд «Регистан». Внутри города осуществляются автобусно – троллейбусные перевозки пассажиров.

Национальный и религиозный состав населения

История наложила определенный отпечаток на национальный состав населения, он очень пестрый. Основную часть составляют узбеки и таджики. Национальные меньшинства населения представлены русскими и персами, армянами и татарами, корейцам и  азербайджанцами, украинцами и евреями, поляками и немцами, арабами и цыганами, белорусами.

Основной религией узбеков, таджиков и среднеазиатских арабов является ислам суннитского толка. Шиитский ислам исповедуют в основном среднеазиатские иранцы, азербайджанцы и часть таджиков. Православное христианство исповедуют русские, украинцы и белорусы. В Самарканде есть собор святителя Алексия Московского и два православных храма. Кроме того в Самарканде есть Армянская церковь. Поляки и немцы исповедуют католицизм, в городе есть католическая церковь.

Экономика

Самарканд является одним из крупных промышленных центров Узбекистана. В городе собирают автобусы и грузовики «Isuzu», на автомобильном завод е собирают грузовики, спецтехнику марки «MAN». В городе развита легкая и пищевая промышленность, химическая и фармацевтическая, электронная и  производство строительных материалов, сигаретная и чайная, молочная и текстильная, виноделие.

Туризм

В Самарканде развивается туризм. Этот город самый посещаемый туристами среди других городов Узбекистана. Сюда приезжают туристы из Испании  и Италии, Франции и Великобритании, России и Германии, Бельгии и Японии, Южной Кореи и Китая, Турции и стран СНГ.

Спорт

В Самарканде находится два стадиона: «Динамо» на 13800 зрителей и «Олимпия», спортивные комплексы, теннисный корт.

Самарканд уникальный древний город, основанный Тамерланом, с интересной историей, удивительной архитектурой Востока, великолепными памятниками.

Литература

1.Ионина Н.А. Сто великих городов мира. Москва «Вече». 2002.

2.Умняков И.И., Алескеров Ю.Н., Михайлов К.М. Самарканд. Краткий справочник – путеводитель. Издательство Узбекской ССР,1956.

3.Самарканд. Музей под открытым небом. Ташкент. Издательство имени Гафура Гуляма,1986.

4.Пугаченкова Г.А. Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия.1983.

Статьи о великих городах мира

 Санкт — Петербург    Калькутта    Гавана Куба     Город Токио   Ростов Великий   Теотикуана   

Московский кремль      

 Кремль Великого Новгорода  

Город  Чичен — Ица   

Город Дамаск      

Город Дербент

Мачу — Пикчу       Теотикуана        Херсонес

Сингапур

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>