Старообрядцы, история

 

Появление старообрядцев в Восточной Сибири

Царским правительством было предпринято дважды выселение староверов с обжитых ими мест в далекую глушь. Это произошло в 1735 и 1764 годах.  Скрываясь от царской реформы и преследований, староверы уходили на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились «кержаки», в Турции — «казаки — некрасовцы», в Румынии — «липоване», появились они и в Польше.

 

старообр. первые в сибириСтароверы уходили на север, восток России. Так появились они  за Байкалом в Бурятии. В Сибири  назвали пришедших христиан «семейскими», так как они  пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

 

Кто они «семейские»

«Семейские» — это группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. В местах, где старообрядцы  селились,  они осваивали новые земли. Старообрядцы  создавали свои общины, свято хранили православные каноны, культуру, семейные традиции и русский язык.

За сто лет, не смотря на  добровольную самоизоляцию староверов, пришедшие христиане в восточную не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси. Они создали мощный духовно-административный центр Старой Веры.

Расселялись «семейские» в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано около 50 крупных и мелких поселений «семейских». Из них более 30 существуют и сейчас.

На окраинах Царской России  старообрядцы оказались теми людьми, которые начали освоение малообжитых земель.

В 1905 году русский  император подписал указ об основах веротерпимости.  Исходя из этого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания.

Однако, появляющихся священников и епископов старообрядцев власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы. Часто священников – старообрядцев  отправляли  в ссылку под надзор пристава. Все же после указа о веротерпимости с1905-го по 1910 гг. положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений старообрядцев были построены новые храмы, появились постоянные священники.

Жизнь старообрядцев  в Сибири с 1930 по 1990 годы

В период с 1930-х по 1990-е гг. дела в Верхнеудинской  ( городе Улан – Удэ) в старообрядческой общине шли очень трудно. Прежде всего,  остро ощущалась нехватка духовенства. Духовенство преследовалось властями. С конца 1940-х по 1990-е гг. община существовала неофициально, чрезвычайно редко и тайно сюда  приезжали представители  духовенства.

Это приводило к тому, что часть христиан утрачивали веру. Они стали  забывать свою веру, культуру и вековые традиции.

Наиболее стойкие христиане тайно собирались в своих домах и квартирах, молились вполголоса. Во время молитв  закрывали ставни или затемняли окна. Все сложности жизни староверов привели к тому, что лишь небольшая группа христиан сохранилась в Улан-Удэ.

Старообрядцы в настоящее время

Большие изменения к лучшему произошли в 1992 году.  Тогда в Москве на Освященном Соборе Старообрядческой Церкви было принято решение о восстановлении Сибирской епархии.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA старообр.поклонный крест в Улан-УдэВ 1992 году была официально зарегистрирована  Верхнеудинская  Православная старообрядческая община города Улан – Удэ. В сентябре 2001 года в этом городе было выделено место под строительство нового храма  старообрядцев, и был установлен поклонный крест. Также был назначен священник Елисей.

Летом 2007 г. Бурятия стала организатором первой встречи старообрядцев мира “Путь Аввакума”. На эту встречу прибыло около 3000 делегатов из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья.

В форуме приняли участие священники различных церквей, в том числе, представители Русской Православной Церкви. На этот форум приехали более 100 ученых, которые занимаются изучением истории раскола в Православии. На этом форуме  единоверцы призваны  создать международное общественное движение “Старообрядцы мира”.

В целях сохранения и развития культуры, традиций, обычаев староверов в Бурятии решено создать автономное учреждение “Центр культуры старообрядцев Забайкалья”. Учредителем центра выступило министерство культуры Бурятии. Этот центр начал работу с 1 января 2008 г.

старообр. вцерквистарообр.книгаЦентр старообрядцев Бурятии намерен создать туристический комплекс “В гостях у «семейских”. Этот центр будет работать в рамках проекта “Большая байкальская тропа” в Тарбагатайском районе, где находится 22 старообрядческие деревни. В районе проживает около 30 000 старообрядцев. Тарбагатай находится в 52 км от У лан- Удэ. Там  в районе верхнего течения реки Селенги, старообрядцы сохранили древние книги, иконы, рукописи, предметы быта, старинную одежду.

Основу комплекса будут составлять старообрядческие дома, перевезенные из деревень. Старинные дома будут отремонтированы и благоустроены для комфортного проживания туристов.

В качестве развлечений для посетителей  предлагается езда на лошадях, катание на санях, открыты сувенирные мастерские.

В туристический маршрут включено посещение старообрядческой церкви, музея быта и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай.

Сейчас «семейские» староверы живут в Бичурском и Тарбагатайском, Мухоршибирском и Заиграевском, Кижингинском и Хоринском, Еравнинском и еще в некоторых районах Бурятии.

Жизнь и история старообрядцев представляет большой интерес по изучению их традиций, обычаев, культуры, языка.

Читать далее статью «Жизнь старообрядцев».

 

На эту тему Вы можете почитать:

Категория: Это интересно  Теги:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>