Транссибирская магистраль

Москва. Ярославский вокзал. Начало Транссиба

На Ярославском вокзале Москвы есть памятный знак, на нем только две цифры – «0» и «9289». Это расстояние в  километрах  от Москвы  до конца  Транссибирской магистрали города  Владивостока.

В 1891 году император Александр III  дал указание к ее прокладке. Завершена эта гигантская стройка к 1904 году, но в течение еще 12 лет ее достраивали. Это самая длинная в мире железная дорога, проходящая через восемь часовых поясов России, 20 субъектов РФ, 5 федеральных округов, соединяет 87 городов, это «мост» между Европой и Азией. Длина магистрали 9298 км. Самая высокая точка на пути магистрали Яблоновый перевал 1019 метров. Транссиб работает более 100 лет.

Выбор направления дороги

Среди предложенных нескольких направлений Транссиба после проведения изыскательных работ

1872 -1874 г. предпочтение было отдано трем проектам. Первый  проект В.К.Рашета – Кинешма, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тюмень. Второй проект Е.В.Богдановича – Нижний Новгород, Казань, Красноуфимск, Екатеринбург, Тюмень. Третий проект – Алатырь, Уфа, Челябинск.

4 (16) февраля 1891 года А.Я.Губбенет вышел в Кабинет министров со своим предложением начать в наступившем году строительство Сибирской железной дороги на участках  Миасс – Челябинск и Владивосток  — Графская. Это предложение было одобрено правительством, а 25 февраля (9 марта) 1891 года Александр III подписал именной высочайший указ, данный министру путей сообщения

Начало строительства Транссиба

О необходимости строительства железнодорожной магистрали, которая бы соединила европейскую часть России с ее восточной окраиной, вели речь с середины 19 века. 25 февраля  (9марта) 1891 года Александр III подписал высочайший указ, данный министру путей сообщения, о начале строительства Транссибирской железной дороги, разрешил выделить деньги.

19 (31) 1891 года в двух с половиной верстах от Владивостока в  станице Графская был совершен молебен по случаю закладки железной дороги, на котором присутствовал цесаревич Николай. Официально строительство дороги началось в районе Куперовской пади, расположенной в районе города Владивосток. Цесаревич Николай Александрович (Будущий император Николай II) собственноручно отвез на полотно будущей дороги тачку земли и заложил первый камень будущего вокзала.

Владивосток. Конечная отметка Турксиба

Строительство дороги начали в  обоих направлениях из Москвы и Владивостока. Работы велись одновременно в нескольких участках – в Сибири, Забайкалье, Приамурье, Уссурийском крае. По предварительным расчетам стоимость строительства Сибирской железной дороги определена в 350 миллионов рублей золотом. Однако этих денег не хватало, потому для удешевления и ускорения строительства на Уссурийской и Западно – Сибирской линии были применены упрощенные технические решения. Была уменьшена ширина земляного полотна в насыпях и толщина балластного слоя, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год обошлась России около 1,5 млрд. рублей.

Начало движения поездов по Транссибу

Транссиб на карте России

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке Китайско – восточной железной дороги (КВЖД). Регулярное железнодорожное сообщение по Транссибу от  Санкт – Петербурга до Владивостока  и Порта – Артура началось 1 (14) 1903 года. Но через Байкал пока поезда переправлялись на пароме. Непрерывный рельсовый путь от Санкт – Петербурга до Владивостока появился после того, как была построена Кругобайкальская железная дорога. Она была построена в период с 18 сентября (1 октября) по 16 (29) октября 1905 года и являлась частью Транссиба.  Поезда стали двигаться без использования паромной переправы через Байкал.

Строительство Западно – Сибирского участка

Западно – Сибирский участок пути Челябинск – Обь довольно длинный 1418 км, его строили с 1892 по 1896 год. Строительными работами на этом участке руководил инженер К.Я.Михайловский.

Западно — Сибирский участок дороги

К его строительству в разное время привлекалось до 15 000 человек, работали ссыльные арестанты и солдаты. Их инструментом были кирка, лопата, тачка. В разгар строительных работ в 1895 – 1896 годах участвовало до 90 000 человек. Ежегодно они прокладывали от 500 до 600 км пути. На отдельных участках, где была ровная поверхность (Ишимская и Барабинская степь), шпалы  укладывали прямо на почву. Благодаря находящимся рядом строительных материалов и достаточным количеством рабочей силы на стройке этого участка Транссиба удалось сэкономить 1 млн. рублей, а средние расходы на 1 км составили 28,3 тыс. рублей. Самым сложным на данном строительстве было возведение моста через реку Обь в районе станции Обь, которая превратилась в будущем в город Новониколаевск, теперь город Новосибирск. В 1897 году от станции Тайга была построена отдельная ветка на Томск протяженностью 87 км. Условия труда и быта людей были очень тяжелыми, многие не выдерживали и уходили.

В  1898 году западная линия подошла к Иркутску. Здесь пассажиры пересаживались на паром и плыли по 65 км по Байкалу, потом пересаживались на поезд и продолжали путь на восток. Зимой от станции Байкал по льду прокладывали рельсовый путь и катили паровозы и вагоны. Если путешествие из Москвы во Владивосток в эпоху карет и телег продолжалось три месяца, то по рельсовому пути сократилось до двух недель. Стране как воздух был необходим второй рельсовый путь. Его начали прокладывать в 1907 году, а закончили полностью только  концу 1938 года.

Средне – Сибирская дорога

Тоннель

Средне – Сибирская железная дорога строилась с 1893 по 1899 год на отрезке Транссиба Обь – Иркутск  длиной 1818 км. Строительство возглавлял инженер Н.П.Меженинов. Строительство затрудняли густые леса, пересеченная местность, реки. Через реку Томь пришлось возвести мост длиной 515 метров, а через Енисей мост длиной 950 метров. Несмотря на сложности, этот участок Транссиба был построен на год раньше намеченного срока.

Забайкальская дорога

Забайкальская железная дорога была построена в период с 1895  по 1900 год от станции Мысовая до Сретенска длиной 1104 км. Осложняли строительство такие природные условия, как гористая местность, вечная мерзлота, наводнения рек, ливневые осадки. Расход на 1 км составил 77,2 тыс. рублей. Руководил строительством инженер А.Н.Пушечников. Была построена ветка от Иркутска до пристани Лиственичной, связывающая Среднесибирский участок дороги с Забайкальским. От пристани Лиственичной по Бакалу была налажена паромная переправа длиной 73 км до станции Мысовой, подвижные составы перевозились паромами – ледоколами «Байкал» и «Ангара» за 4 часа.

Китайско Восточная железная дорога (КВЖД)

Китайско – Восточная железная дорога была построена в период 1897 – 1904 год. Участок от Китайского разъезда Забайкальской железной дороги до  станции Маньчжурия на границе с Китаем длиной 374 км  был построен к 1900 году. Участок Уссурийской дороги от станции Маньчжурия через Харбин до станции Никольское длиной 1520 км окончательно был построен в 1903 году. В 1904 году была построена дополнительная ветка длиной 1025 км от Харбина до Порт – Артура и Дальнего.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

 Кругобайкальская железная дорога длиной 260 км в обход Байкала была построена в период 1899 – 1905 год. На этом сравнительно небольшом отрезке пути было построено 39 тоннелей, 47 предохранительных галерей, 14 км подпорных стен, мосты и др. Объем земляных работ составил 70 000 куб  метров на каждом километре пути. Для устройства выемок в скалах затрачено 2 400 тонн взрывчатки. Строительством руководил Б.У.Савримович. Хотя при строительстве этого участка Транссиба было много сложностей, однако оно было завершено на год раньше установленного срока.

 

Амурская дорога

В 1893—1894 годах были даже проведены изыскания от Сретенска до   поста Покровского       на левом берегу    Амура.  Однако последующие события сдвинули начало возведения Амурской железной дороги на 1907 год.

Амурская дорога была построена в период с 1906 по 1916 год. В 1916 году был построен Хабаровский мост через реку Амур.  Предпосылкой  строительства Амурской дороги была угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско – Восточной железной дорогой, то есть над восточной частью Транссиба, после окончания войны между Россией и Японией 1904 -1905 года. Возникла необходимость того, чтобы Транссиб проходил только по территории России.

Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

Уссурийская дорога

Отрезок Транссиба Уссурийская дорога строилась с 1891 по 1897 год. Ее протяженность 769 км. Эта линия состояла из Южно – Уссурийской дороги Владивосток – станица Графская длиной 408 км и Северо – Уссурийской Владивосток  — станица Графская протяженностью 361 км. Строительством руководил О.П.Вяземский. Уссурийская дорога была построена в период с 1894 по 1897.

Сквозное сообщение

Сквозное сообщение по железной дороге до побережья Тихого океана было открыто в октябре 1916 года, после завершения  строительства Амурской железной дороги и Амурского моста. Поезда отправлялись с Ярославского вокзала Москвы. В первых поездах, курсирующих по Транссибирской магистрали, были отдельные вагоны для женщин, курящих, священников. Исторически Транссибом является отрезок пути протяженностью 7000 км от города Миасс (Челябинская область) до Владивостока. Именно этот участок железной дороги и был построен в период с 1891 по 1916 год.

Транссибирская магистраль сегодня

В настоящее время Транссибирская магистраль – двухколейная электрифицированная железная  дорога. Она оборудована современными средствами информатизации, связи. Время в пути пассажиров скорого пассажирского поезда 7 дней. С 1905 г.  впервые в истории России и по настоящее время поезда стали следовать от побережья Атантического океана до Тихого океана только по рельсам без паромных переправ. Транссиб соединяет Европейскую часть России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Эта магистраль дает возможность выхода России к железным дорогам Европы и Азии. Пропускная способность дороги 100 млн. тонн грузов в год.  В 2003 отметили столетие работы Транссиба.

Транссиб – самая длинная железная дорога в мире и в России, «мост» между Европой и Азией, экономическое чудо.

Литература

1.Красковский Е.Я., Уздина М.М. История железнодорожного транспорта России. – СПБ., 1994. –Т.1:1836 – 1917.

2.Дмитриева – Мамонова А.И., Зыряский А.Ф. – СПБ,: Тов – во «Худож. Печати», 1900. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге.

3.Кубеев М.Н. Сто великих чудес света. Транссибирская магистраль. Издательский дом «Вече». 2000.

 

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>