Работа с географической картой

О роли карты в преподавании географии

Ю.Ам.О роли карты в преподавании географии написано много. Всем понятно, что нельзя знать географию без карты, так как она является главным наглядным средством. Как говорил Козьма Прутков: «Самый отдаленный пункт земного шара к чему нибудь близок, а самый близкий от чего нибудь да отдален». При изучении любой территории или объекта ученик видит их на карте, определяет их расположение относительно Гринвича и экватора, морей и океанов, гор и равнин, городов и стран и т.д. Карта содержит много различных сведений, при помощи которых ученик пополняет свои знания. Этот процесс будет боле успешным, если школьники умеют понимать и читать легенду карты, умеют пользоваться ее масштабом, сопоставлять карты и выстраивать вывод.

Карта помогает ученику упорядочить свои знания. С картой ученик легче усваивает знания темы. Н.Н.Бараснский сказал следующее: «Карта- средство к выявлению географических закономерностей». С помощью карты формируется  не только пространственное представление о расположении изучаемых объектов, но выявляются закономерности. Ученики могут найти многие ответы на  вопросы с помощью кары. Карта- наиважнейшее средство обучения. Можно считать, если на уроке нет карты, то нет и урока.

О приемах работы с картой на уроке (из практики)

Остановлюсь на некоторых методических приемах работы с картой на уроке  по теме «Географическое положение и исследование Австралии». При изучении этой темы, как и любой другой, карта является средством добывания знаний и нахождения закономерностей учениками.

1305496923_1282443403_kartaЗадание 1. По карте атласа определите расположение Австралии относительно  основных линий карты.

После ответа ученика предлагается вопрос. Каким образом близость нахождения материка от экватора  может оказать влияние на его природу?  Как повлияет на природу Австралии то, что тропик ее пересекает ее посередине?.

Задание 2. Обозначение крайних точек материка на контурной карте.

Названия крайних точек выписаны на доске по такому образцу. Широта и долгота точек написаны разными цветами.

Северная (.)-мыс Йорк (9 гр.ю.ш.,143 гр. в.д.)

Южная (,)-мыс Юго-Восточный или Аут-Ист-Пойнт (39 гр.ю.ш. ,147 гр.в. д.))

Западная ((.)-мыс Стип-Пойнт (28 гр. ю.ш., 114 гр. в.д.) )

Восточная(.)-мыс Байрон (29 гр.ю. ш., 153 гр. в.д.)

У всех учеников открыты атласы и контурные карты. Если у кого то из учеников их не оказалось, то учителю надо помочь ученику. В кабинете географии необходимо иметь атласы на каждую парту и несколько контурных карт на всякий случай.

Учитель ставит указку на карте Австралии в месте нахождения крайней северной точки. Ученики смотрят , далее находят эту точку в атласе, читают название, произносят вслух. Далее находят место нахождения точки на контурной карте. Красным цветом ставят точку и аккуратно подписывают название ее.  Далее нужно предложить определить координаты точки и записать их значение в скобках на контурной карте по образцу (М. Йорк, 9 гр. ю.ш.; 143 гр. в.д.) Далее один из учеников проговаривает значение координат, проверяется правильность их определения.

Аналогично идет работа по крайней южной точке. После того, как работа выполнена, ученикам предложено определить протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Ученикам предлагается вспомнить, как это можно сделать. Один ученик проговаривает вслух. Далее ученики должны соединить цветной линией северную и южную точки и вдоль ее подписываю результат вычислений. Протяженность в градусах с севера на юг( 39-9=30), 30 умножаем на величину масштаба=3150 км.

Сравните протяженность Австралии с севера на юг с Африкой. Какое влияние оказывает протяженность материка с севера на юг на природу его?

 Эффект данного приема работы с картой на этом  этапе урока.

Школа21.Ученик 7 раз обратил свое внимание на каждую крайнюю точку, что способствует запоминанию названий и места их нахождения.

2.Ученики работают с картой атласа и контурной картой, учатся их сопоставлять.

3.Закрепляются навыки учеников в определении координат точки, определения расстояний в градусах и километрах.

4.Работая с картой ученики выстраивали рассуждения о влиянии протяженности материка на его природу.

5.Работая по карте ученик на уроке выучил материал о месте нахождения крайних точек.

6.Чтобы убедиться все ли ученики знают крайние точки, организуйте взаимопроверку в парах.

7.Пригласите несколько учеников ответить по карте перед классом. Сначала пригласите ответить желающих, а потом одного или несколько из числа самых слабых учеников. Если они дадут положительный ответ, можете быть уверены, что ученики усвоили материал на данном этапе.

По аналогии обозначаются крайние восточная и западная точки.

Задание 3. Береговая линия Австралии.(О ее особенностях ученики выясняют с помощью карты атласа)

schoolboy_gk101.По карте опишите характер береговой линии материка.

2.Какие океаны и с какой стороны омывают Австралию?

3.Какие моря омывают материк? (Коралловое и Арафурское моря ).

4.Какие заливы омывают  материк.(Большой Австралийский и Карпентария)

6.Какие проливы отделяют от материка крупные острова? (Бассов, Торресов)

7.Назовите теплые и холодные течения вдоль берегов Австралии.

8.Обозначьте красными и синими стрелками направление течений и подпишите их названия.

9.Показать течения на настенной карте.

10.Какое влияние могут оказать эти течения на природу Австралии?

Задание 4. Подписать название океанов, морей, заливов и проливов Австралии на контурной карте.

Учитель держит указку на объекте, предлагает всем следить, советует найти объект в атласе, а затем в контурной карте. Далее подписывают названия объектов.

Затем идет взаимопроверка, в паре каждый опрашивает каждого.

Учитель на этом этапе приглашает ученика для ответа, сначала сильного ученика, затем слабого.

Задание 5. Исследование Австралии.

После рассказа учителя об открытии материка снова работа контурной карте.

На экране высвечиваются маршруты открывателей Австралии.

Ученикам предложено нанести цветными стрелками направление путешествий и год по типу (Абел Тасман 1642-1643 г.).

На контурной карте ученики показывают разными цветами  направление маршрутов:Абела Тасмана 1642-1643 г., Дж.Кук 1770 г., Л. Торрес 1606 г., Дж. Стюарт 1860-1862 ., Р. Берк 1860-1861 г., Н.Н.Миклухо — Макклай 1878- 1886 г.

По окончании выполнения задания по карте нужно поверить, как этот вопрос усвоен.

Сначала предложить ученикам показать маршруты исследователей на большой карте с помощью своей контурной карты. Остальные следят за ответом.

Далее предлагается ответить этот же вопрос без контурной карты.

Взаимопроверка в парах.

Задание 6. Определение положения Австралии относительно других материков.

В чем плюсы активной работы по карте на уроке?

ШкольникНа уроке ученики выполнили большую работу по контурной карте.

Добывали знания по карте атласа.

ёДелали прогноз об особенностях природы материка на основе карт атласа.

Ученики усвоили выучили материал на уроке.

Домашнее задание не будет перегружено.

Учитель убедился в усвоении знаний на данном уроке.

Ученики совершенствовали имеющиеся навыки работы с картой, сами добывали знания.

Большинство учеников получили положительные оценки, а может даже все. Это хороший стимул для активной работы школьника на следующем уроке.

Не нужно давать практические задания по карте на дом, не будет перегрузки домашним заданием. Дома ученик с помощью карты лишь припомнит изученный материал урока.То есть, карта поможет в подготовке домашнего задания.

Карта на уроке была. есть и будет наиважнейшим средством познания. Обучение географии без карты невозможно. Она способствует упорядочиванию знаний учащихся, облегчает усвоение программного материала, номенклатуры, условных знаков.

 Статьи о  преподавании географии  из моей практики

Учимся в природе      Технологии преподавания географии

  Декада по географии      Интеграция в обучении   Технология  РКМЧП    

   Как перестать беспокоиться   Методы обучения географии

Население России на 2014 год   Открытый урок   Весенняя Экскурсия 

Экскурсия в лес  Экскурсия в лес  Поход в лес

Урок географии 7 класс Африка   Советы по ЕГЭ

 Работа в паре на уроке     Урок географии.8 класс.Рельеф

Работа по географической карте  Адаптивное обучение

  Технология В.Ф. Шаталова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>