Работа в паре на уроке

 

  

Коллективно – деятельный способ в настоящее время широко используется в педагогической деятельности учителей. Работа учащихся в парах на уроке географии имеет ряд преимуществ.

school2112Остановлюсь на организации  работ в парах  в преподавании географии. Работа в парах дает хороший эффект во время устной самостоятельной деятельности как при изучении нового материала, так и опросе домашнего задания, при выполнении творческих заданий, практических работ, при взаимопроверке знаний по теме, при составлении письменных творческих конспектов и т.д.

Преимущество работы в паре в том, что в парах любого типа, как статичных, так и динамичных,  в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует.

Затем учащиеся меняются ролями. Активность каждого при работе в паре гораздо выше, чем в группе. Школьники более естественно общаются, решая определенную задачу на уроке. В группе бывают ситуации, когда лидер не дает раскрыться застенчивому ученику.

При работе в паре можно решать многие дидактические задачи.

Работая в паре, учащиеся совместно думают, как выполнить задание, что сделает каждый для этого. Оба ученика работают активно, ищут наиболее эффективный способ деятельности, основываясь на взаимопонимании и взаимопомощи.

Учитель, наблюдая за работой пар на уроке, имеет возможность видеть работу каждого ученика.

В ходе работы  в паре поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу, спор, проверку истины.

Во время работы в паре, ученики могут обратиться за консультацией учителя. Роль учителя следить за работой каждой пары, быть в роли консультанта. Пары можно создавать по типу два сильных ученика, соответственно этой паре более сложное задание.

При создании  пары сильный и слабый ученик  можно решать такие задачи, как оказание помощи слабому ученику, объяснить, проверить его решение по заданию. Сильный ученик помогает выполнить задание по контурной карте или заучить номенклатуру карты, прослушать ответ по вопросу.

При работе в паре школьник получает индивидуальную помощь не только от учителя, но и от товарища. В то же время у помогающего ученика знания становятся прочнее, они закрепляются при объяснении своему напарнику. Кроме того школьники учатся деловому общению, у них развиваются коммуникативные навыки.

Роль учителя географии при организации работы в парах

Создает пары и определяет роль каждого в паре.

Контролирует ход работы в паре.

Направляет деятельность каждой пары.

Учитель дает консультации по сложным вопросам, которые задали ученики.

Регулирует порядок работы с помощью устных пояснений или карточки – инструкции.

Учитель следит за сохранением комфортных условий для работы пар, регулирует споры, не допускает конфликтов между учениками.

Работа в парах на уроке географии (из опыта)

Устная работа на уроке

plat Качество знаний по географии предполагает  хорошее знание теоретического материала. При закреплении материала урока, предложить учащимся прочитать определенный текст и рассказать друг другу. Или спросить сильных учеников по вопросам закрепления, и потом они опрашивают соседа по парте. В определенных случаях могут выступить в роли маленьких учителей.

Работу в паре можно организовать на зачете, например, в 10 классе. Например, по теме «Политическая карта мира» в зачет включено тир вопроса в каждом билете: теория, 7 терминов, знание основных группировок   стран на карте. Опрашиваю 6 человек сильных учеников, если все получили «5» по всем трем вопросам, то создаю временные пары. Двое опрашивают теорию следующих учеников. Двое опрашивают термины и двое опрашивают карту. Ответы оценивают по заранее оговоренным правилам. Организуя зачет при создании пар, можно за урок опросить весь класс. Работает сам учитель, рядом на первых партах ведут опрос по теме его помощники. Тогда не надо тратить лишнее время на зачет учителю и ученикам во внеурочное время.

 Работа в парах по карте

 При выполнении практической работы по карте на уроке, это надо делать только на уроке, ученики могут оказывать друг другу помощь. Вместе находят объект на карте атласа, на контурной карте, делают подписи объектов.

Номенклатуру карты следует заучить на уроке обязательно. Здесь велика работа пар. Нанесенные объекты на карту, например, формы рельефа Африки, должны школьники уметь показывать на настенной карте. На уроке отводится 4 -5 минут  и каждый заучивает номенклатуру. Далее еще 3 минуты на то, чтобы каждый опросил каждого. Если кто — то из учеников не смог ответить соседу по парте, то может еще раз повторить и еще раз ответить. Итак, все пары готовы к ответу. Учитель приглашает ответить у настенной карты. Как правило, много желающих ответить. Ученики убеждены в своих знаниях. Учитель может перед уроком повесить две карты, по которым можно показывать формы рельефа. К одной карте приглашает сам учитель, чтобы ученики называли и показывали формы рельефа Африки. По другой карте ведет опрос ученик, который успешно ответил. При такой организации работы в паре, можно опросить устно по карте самое малое половину класса. Оценено много учеников, причем следует ставить только качественные оценки. У кого ответ неудачный ему предложить повторить прямо на уроке, или дома. На следующий урок опросить по карте.

Организация работы в паре при выполнении творческого задания на уроке географии

Так на уроке в 8 классе по теме «Плотность населения» даются творческие задания для работы в парах.

Задание первой паре. Используя карту, текст учебника, составьте схему, отразив на ней положительное и отрицательное влияние большой плотности населения на природу и жизнь  человека.

Учащиеся указывают, что положительное  влияние большой плотности  населения в следующем.  Есть достаточное количество трудовых ресурсов  и   учебных заведений.   В них  люди могут приобретать различные специальности. В плотно заселенных районах больше транспортных путей, много мест для организации свободного времени человека и для  повышения его культурного уровня  Хорошие возможности для общения  родственников и  друзей. Хорошие связи между поселениями.

Однако, плотно заселенные территории отрицательно влияют на природу, так как  в них много предприятий, которые загрязняют окружающую среду.  Много средств транспорта, он создает шумовое загрязнение и  сильно загрязняет воздух. Загрязненная среда  оказывает плохое влияние  на здоровье  человека, что отрицательно  влияет на продолжительность жизни людей.  В слабо заселенных районах мало  предприятий, значит более остро стоит вопрос  о безработице.   Населенные пункты расположены далеко друг от друга, это мешает общению людей.   В таких районах мало дорог.   Людям приходится самостоятельно решать вопрос  о  своем  пропитании, снабжении топливом. В таких районах плохо организован досуг людей. Положительное  — это сохранение окружающей среды, чистые воздух и вода, много дичи, рыбы в реках, диких ягод, грибов, лекарственных трав. Здоровье людей сохраняется лучше, значит и продолжительность жизни больше.  Ответы отличаются глубиной.  Во время смотра знаний отмечено хорошее их качество.

Дети с большим удовольствием берутся за ответы на подобные вопросы. Работая в парах, они обсуждают проблему, отстаивают свою точку зрения, спорят, приходят к определенному выводу. Подобные задания  учат детей применять имеющиеся знания в различных ситуациях, приучают логически выстраивать суждения. Формулировать выводы. Иначе говоря,  обучение идет очень активно, носит развивающий характер.

Работа в парах при подготовке выступления по определенной теме на уроке

На уроках географии часто используется дополнительный материал, потому практикую задания по тому или иному вопросу давать двум ученикам. Например, тема «Славное море, священный Байкал». Ученики распределяют свои роли при подготовке выступления, думают над главным выводом, делают слайды. Чаще всего, такие задания качественно подготовлены, ученикам не было перегрузки дома, они вместе провели исследование о Байкале, пополнили свои знания и выступили перед классом.

0c231c3cbb8ba44f4cac8df7eee06818Работу в парах необходимо использовать, так как повышается активность учеников в приобретении знаний, школьники учатся деловому общению, повышается качество знаний, растет интерес к предмету, в классе устанавливается психологический комфорт. Каждый помогает  каждому.

 

 Статьи о  преподавании географии  из моей практики

Учимся в природе      Технологии преподавания географии

  Декада по географии      Интеграция в обучении   Технология  РКМЧП    

   Как перестать беспокоиться   Методы обучения географии

Население России на 2014 год   Открытый урок   Весенняя Экскурсия 

Экскурсия в лес  Экскурсия в лес  Поход в лес

Урок географии 7 класс Африка   Советы по ЕГЭ

Работа с географической картой     Урок географии.8 класс.Рельеф

Работа по географической карте  Адаптивное обучение

  Технология В.Ф. Шаталова

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>