Хозяйство Японии Урок географии 11ласс

Тема Хозяйство Японии

Цель

Формирование представлений   о Японии как высокоразвитой постиндустриальной стране мира.

Задачи

1.Познакомить учащихся с японской моделью экономики, основными чертами хозяйства и его отраслевой структурой.

2.Совершенствовать навык самостоятельного добывания знаний из разных источников индивидуально и в группе.

Оборудование

Экономическая  и политическая карта  Японии, атласы, учебник В.П.Максаковского.

Ход урока

1.Повторение домашнего задания

(Выявить те знания, которые необходимо применить для усвоения нового материала).

1.Какие особенности ЭГП и ресурсообеспеченности влияют на экономику страны?

2.Какие особенности населения Японии влияют на уровень развития экономики?

3.Каким образом Япония решает проблему нехватки природных ресурсов?

2.Изучение нового материала

1.Самостоятельная работа

По таблицам приложения учебника 18, 19, 21, 23, 26,27, 28, 30, 31, 32, найти данные, подтверждающие утверждение, что Япония высокоразвитая страна.

В структуре ВВП Японии на 2000 год доля сферы услуг составляет 66%, промышленности 32%, сельского хозяйства 1%.

Доля Японии в мировом ВВП на 2000 год составляет 7, 2%.

Доля Японии в мировом промышленном производстве равна 8,2%.

Япония занимает на 2000 год по доле выработки электроэнергии третье место в мире.

По производству станков Япония занимает первое место в мире.

По производству химических волокон Япония занимает на 2000 год шестое место в мире.

По улову рыбы на 2000 год Япония занимает третье место в мире.

По размерам автомобильного парка на 2000 год Япония занимает второе место в мире после США.

2.Японская модель экономики

А)Новейшие технологии в отраслях экономики.

Б)Закупка патентов научных открытий.

В)Экономика закрыта для доступа иностранных компаний.

Г)Запрещено использовать рабочую силу из развивающихся стран на территории Японии.

Д)Наличие в достатке своей рабочей силы.

Е)Нет затрат на армию.

3.Основные черты экономики

 

Эк. Карта японии

1.Более четверти века Япония сохраняет высокие темпы развития.

2.Быстрый рост развития образования, науки, техники, промышленности , торговли.

3.Создано постиндустриальное общество.

4.Переход от эволюционного пути развития к революционному в 70 –е годы 20 века.

5.Ограничние роста энергоемких производств.

6.Ориентация на наукоемкие производства с 70 –х лет 20 века(электронику, робототехнику, битехнологии, нетрадиционные источники энергии).

7.Создание технополисов.

8. Место в мире по числу ученых и инженеров.

9.Высокие требования к рабочему (образование и профессионализм, трудолюбие и самодисциплина, стремление к самосовершенствованию и зарплата зависит от качества работы. Рабочий наниматся работать на предприятии на всю жизнь. От стажа работы на предприятии зависит зарплата, отпуск, пенсия.
8.Большинство отраслей работают на импортном сырье.

4.Промышленность Японии

А.Электроэнергетика

ТЭС 60% энергии, работают на газе и угле из Австралии, Якутии, Китая, Аляски. АЭС 30% энергии, работают по лицензии американских и французских фирм. АЭС находятся на побережье. Самая большая АЭС Фукусима. Усиливается интерес к геотермальным и солнечнымЭС.

Б.Черная металлургия

Отрасль дает 15% мирового производства стали. 70% металла выплавляют кислородно – конверторным способом и 30% электроплавлением. Преобладают комбинаты полного цикла. Самый большой комбинат в Фукуяме 16 млн. т. стали/год. Уголь везут в Японию из Австралии, Канады, США, России. Железная руда поступает из Бразилии, Австралии, Индии, Чили, Перу. Экспорт металла в США, Китай, Юго – восточную Азию.

В)Машиностроение –«сердце» японской экономики

60% продукции идет на экспорт. Сдвиг в отрасли на наукоемкое машиностроение. Отрасли: автомобилестроение, судостроение, станкостроение, роботостроение, бытовая электротехниканика, оптика, часы, электроника.

Факторы: научные центры, наличие высококвалифицированных кадров, самодисциплина и трудолюбие рабочих. Крупные автомобильные компании: 1место – «Тоета», 2 место – «Нисан», 3 место – «Хенда», 4 место – «Мазда». Компании по выпуску электроники: 2Минолта» — фототехника, «Шарп» — телевизоры, «Коника» — высокоскоростная копировальная техника, фотокамеры, аппараты.

Г.Химическая промышленность

На привозном сырье. Отрасли: химия органического синтеза и фотохимия.

Д.Текстильная промышленность

Замедленные темпы развития. Синтетические ткани.

5.Сельское хозяйство Японии

1.Самостоятельная работа по учебнику и карте атласа.

Прочитать текст учебника стр. 245 – 246, проанализировать по экономической карте отраслевую структуру С/Х. Выписать основные черты с/х, отрасли.

2.Главные черты с/х

Высокоинтенсивное

Преимущественная роль растениеводства

Главная зерновая культура рис

Развито садоводство, огородничество, цветоводство

Животноводство: крс, свиньи, птица

3.Рыболовство

Добыча рыбы

(зооо портов, Япония занимает 1 место в мире по потреблению рыбы на 1 человека.)

Развитие марикультур

Добыча жемчежниц

6.Территориальная структура хозяйства Японии состоит из 2 частей

А.»Лицевая часть» Тихоокеанская часть острова Хонсю- социально – экономическое ядро Японии.

Ширина этой части от 15 до 65 км. Находится большая часть ЭС, металлургических заводов, химических комбинатов, машиностроения, интенсивного с/х, главных транспортных магистралей, в т.ч. «Синкансен», крупнейшие порты.

Б.»Тыльная часть» или периферия – горно – лесные районы Хонсю

Отрасли: заготовка древесины и животноводство, добыча полезных ископаемых и гидроэнергетика, рекреация и туризм, национальный парк «Фудзи», ½ технополисов.

3.Закрепление изученного материала

1.Почему Японии удалось из отсталой страны быстро превратиться в постиндустриальное государство?

2.Почему Япония делает упор на развитие наукоемких отраслей?

3.Закрепить знания номенклатуры  по географии в соответствии с изучаемой темой.

4.Домашнее задание

Учебник стр. 244 – 249.

Статьи. Разработки уроков по географии

Зарубежная Азия. Урок географии.      Индия. Урок Географии. 11 класс.

Хозяйство Индии. Урок географии. 11 класс    Сельское хозяйство Азии.Урок географии 

Япония.Урок географии в 11 классе.     Австралия. Урок географии 11 класс

Китай. Урок географии 11 класс     Зарубежная Азия. Урок географии 11 класс

Страны Зарубежной Азии Урок географии 11 класс    Открытый урок

  Урок.   Международый туризм   

Зарубежная Европа.Урок географии 11 класс      

Субрегионы Европы. Урок географии 11 класс

Африка географическое положение

Урок.Африка.Географическое положение

Урок географии 7 класс Африка

Урок географии 7 класс Южная Америка

Урок географии 7 класс Природные зоны   

 

Урок. Африка. Географическое положение

Урок. Ориентирование     

План урока географии в 8 классе

Урок по ориентированию на местности

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>