Юго — Восточная Азия. Малайские страны

Малайский архипелаг

Малайский архипелаг  — самый крупный на земле, в его состав входит около 21 000 островов, расположенных на стыке Индийского и Тихого океанов. Архипелаг  находится к юго – востоку от части света  Азия. На территории Малайского архипелага находится шесть  азиатских стран: Малайзия, Сингапур, Бруней, Филиппины, Индонезия, Восточный Тимор.  Пять стран, кроме восточного Тимора, относятся к НИС (новым индустриальным странам), Азиатским тиграм», азиатским драконам». Кроме того эти страны входят в международные экономические союзы: АСЕАН, АТЭС, АТР.

Самым крупным государством по размерам территории является Индонезия. Особенностью расселения людей этой территории – это активное заселение территории на границе суши и моря, что отразилось в занятиях человека, в его культуре, в языке. Понятие «Родина» у жителей малайских стран — Tanah air, что значит  «земля и вода».

Таблица

Данные о странах Малайского архипелага на 2012 год

Страна Площадь в тыс. кв. км Соотношение морских/сухоп. границ в тыс. км Числен. нас. в тыс. чел
Малайзия 330 5/3 29180
Сингапур 0,7 О,2/0 5353
Бруней 6 О,2/0,4 409
Филиппины 30 36/0 103775
Индонезия 1905 55/3 248216
Восточный Тимор 15 0,7/0,3 1201

 

Малайский архипелаг

Малайский архипелаг представляет собой цепи многочисленных островов в безбрежном море, с грозными горными хребтами и удушливыми топкими узкими полосками равнин вдоль побережий. Острова покрыты густыми лесами. Здесь много потухших и действующих вулканов. Между островами много узких перешейков. В состав Малайского архипелага входят Большие Зондские, Малые Зондские,  Филиппинские,  Молуккские острова и ряд более мелких скоплений островов. Одни острова сильно перенаселены, другие почти необитаемые. Страны, находящиеся на территории Малайского архипелага отличаются по размерам территории и численности населения на 2 – 3 порядка. Малайский архипелаг омывается водами нескольких морей: Южно — Китайским, Филиппинским, Бали, Тиморским, Андаманским, Сулу, Молуккским, Хальмахера, Банда,  Саву,  Яванским,  Серам, Флорес.

Природа архипелага

Природа Малайского Архипелага очень не стабильна. Береговая линия часто изменяется до  неузнаваемости из – за приливов, цунами, нагонных волн. Частые землетрясения сильно меняют рельеф островов. Извергающиеся вулканы извергают лаву и пепел, удушающие газы, что влияет на расселение людей. При наводнениях и долгих продолжительных дождях часты оползни, которые уничтожают целые деревни, а иногда и городские районы. Острова Малайского архипелага часто оказываются в зоне мощных ливней, сезонных тайфунов, возникновения течений Эль – Ниньо и Ла – Нинья в Тихом океане.

Особенности заселения островов

Рисунок расселения людей на Малайском архипелаге хаотичен. На это влияет множество факторов, действующих тысячелетиями: место расположения острова, природно – ресурные, политические, экономические, технологические, глобальные факторы.

Первоначально суша островов людьми заселялась с моря. Постепенно глубинные территории островов стали рисовыми житницами. Жизнь на островах зависит от ритмов воды, проникающих вглубь островов. Это разливы рек, нагонные воды с моря, приливы постоянно  угрожают поселениям людей. В то же время реки являются источниками плодородия, транспортными путями.

1.В странах Малайского архипелага на границе земли и воды сформировался характерный свайный тип жилищ, то есть дома стоят на сваях. Такие дома на затопляемых землях в долинах рек или на самом берегу моря в зоне прилива были ранней формой поселений народов австронезийской языковой группы. Затем часть населения  стало селиться на плодородных землях внутри островов. К настоящему времени на побережьях выросли крупные города. Теперь многие острова перенаселены, и население «перетекает» из аграрной глубинки в приморские города.

2.Из – за перенаселения ранее заселенных островов теперь люди стали заселять малозаселенные острова, причем сохранилась закономерность заселения островов от побережья вглубь.

3.На берегах проливов между островами формируются зоны международного сотрудничества, где идет интенсивное заселение территории.

4.На заселенность островов влияет территориальная дробность крупных территорий, удаленность на островах  от морского побережья, особенности изрезанности береговой линии, рельеф, режим осадков, гидрография, лесистость, степень хозяйственного освоения.

  1. Уменьшение площади лесов из – за лесных пожаров и хозяйственной деятельности человека привело к созданию лесоразработок в других районах. Это привело к строительству дорог в эти районы, часть населения селится либо в новых районах лесозаготовок, либо вдоль дорог к ним. Меняются условия обитания человека и занятия, что приводит к отмене одних факторов расселения людей и появлению новых.

6.В настоящее время большинство населенных пунктов размещается не на побережье моря или  равнинах, а в столичных районах.

7.На островах есть густозаселенные и пустынные побережья.

8.Есть густозаселенные предгорья и проливы – приморские «ворота проникновения»  в зоны природных ресурсов и безлюдные  устья рек.

9.Зоны активного заселения районов среднего и верхнего течения рек и  подножья вулканов, эфемерные деревни на воде.

10.Географию заселения островов Малайского архипелага определяют: исторические эпохи заселения, географическое положение, размеры и формы освоения территории, особенности природного ландшафта. В связи с особенностями расселения людей возникли такие названия народов: тагалы – «люди речных берегов», марано – «люди озерных котловин», магинданао – «люди заливных полей», таусуги – «люди морских течений островов Сулу»,  оран – лаут – «люди моря».

11.До европейской колонизации не было единых политических образований, в отдельных государствах современные территории сложились не сразу. В целях сохранения своей территориальной целостности молодые государства следовали тенденции централизации управления независимо от формы государственного устройства, что привело к усилению роли столиц и нарастанию диспропорций в размещении населения в направлении «центр – периферия». В странах формировалась моноцентрическая структура городского населения.

Размещение населения в земледельческих районах

В таких главных земледельческих районах Малайского архипелага, как остров Ява, Центральный Лусон, Бали, Ломбок, Малые Зондские острова, сложилась сверхвысокая плотность населения. Она  составляла до 1000 человек/кВ. км обрабатываемых земель. Хотя основная единица остается расселения  — свайный поселок, однако он несколько трансформировался в зависимости от характера ландшафта (террасированные склоны вулканов, слабо пересеченные предгорья, долины рек, плоские аллювиальные равнины в нижнем течении рек, осушаемые прибрежные территории). Чем крупнее размеры обрабатываемых полей, как, например, на аллювиальных  равнинах Центральной и Восточной Явы, на Центральном Лусоне, тем сильнее концентрация населения в поселениях  линейной структуры. Поселения такой структуры вдоль рек,  магистральных каналов, дорог, там, где плотная застройка.

В пересеченной местности террасное орошаемое земледелие, там по склонам застройка более рассредоточена. Это явление характерно для долины реки Кагаянна на севере о. Лусон, рисоводческих районов в Индонезии, Филиппин.  Застройка селений повторяет «веерный» рисунок террас на склонах.

На острове Ява между сельским городским расселением нет четких границ. Часто окраинные городские районы взбираются вверх по склонам вулканов, чередуясь террасированными полями.

Миграции населения и последствия

Внутренние миграции в странах Малайского архипелага связаны с рядом причин. В районах ирригационного рисоводства произошло перенаселение, потому, например, в Индонезии с 1940 по 1986 год прошли организованные миграции. В ходе их было переселено 4,5 млн. чел. В результате на юге острова Суматра значительно увеличилась плотность населения, появилась новая провинция Лампунги. В ходе централизованной миграции на юге  острова Калимантан возникли столкновения между местными жителями и «пришельцами». Часть мигрантов «перетекла» в городские агломерации. В ходе централизованной миграции населения в  перенаселенном «Ареале Явы» проблему решить не удалось.

Урбанистический взрыв

Сильный рост темпов и уровня урбанизации в странах Малайского архипелага связан миграциями село – город. Большая часть населения мигрировала в столицы. В них быстро растет численность населения, столицы расползаются вширь. Разрастаются другие города, что привело к появлению городских агломераций. В Индонезии 14 городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел. На острове Ява 7 агломераций, на о. Суматра 4. На о – х  Бали, Сулавеси и Калимантане по одной агломерации.

Только в Индонезии есть агломерации – миллионеры на морском побережье. Это такие, как: Палембанг, Джамби, Пеканбару на о. Суматра; на о. Ява Бандунг, Маланг, Суракарта и Джокьякарта.

Филиппины еще до провозглашения независимости была самой высоко урбанизированной страной  на Малайском архипелаге. Урбанизация сильно  росла с 1970 по 1980 год за счет притока безземельных крестьян. В это стране крупных агломераций меньше, чем в Индонезии. Это такие агломерации: столица Манила, Давао, Себу.

В Малайзии процесс урбанизации начался позже, но проходит более интенсивно.

Уровень урбанизации на 2010 год в Индонезии 52%, Филиппинах 65%, Малайзии 70%, Брунее 75%, Сингапуре 100%. Только в Восточном Тиморе уровень урбанизации 27%.

Крупными центрами урбанизации являются столицы: Джакарта, Манила,  Куала-Лумпур,  Сингапур. А также  порты, центры переработки и вывоза нефти и газа, центры торговли, промышленные центры. Центром урбанизации стали нефтеэкспортный порт на о. Калимантан – порт  Балик – Папани – Самаринда, металлургический центр  Филиппин  — Минданао.

Росту урбанизации в странах способствует интеграция соседних островов. Для ее развития строят мосты, крупнейшие Ява – Мадура, Сингапур – Малайзия. А также Трансфилиппинская автомагистраль с мостами и паромными переправами, авиатрассы.  В зонах интеграции соседних островов формируются ядра урбанистических мега регионов моно — и — полицентрических типов с деловыми центрами, застроенными небоскребами.

Крупные агломерации Малайского архипелага

На территории Малайского архипелага существует ряд крупных городских агломераций.

Джакарта – столица Индонезии, ее агломерация  Большая Джакарта – Джободетабек имеет дельтообразную форму площадью 6392  кВ. км. В этой агломерации проживает около 30 млн. человек. Плотность населения 4384ч/кВ. км. Она занимает территорию между берегом бухты и реками Чимбодаси и Читарум, стекающими с вулканического массива Салак – Геде. Вдоль побережья реки  Чиливунг проходит крупная автомагистраль страны Джакарта – Богор – главная ось «север – юг». Часть агломерации находится на низменности, 40% территории которой лежит ниже уровня океана, а другая ее часть занимает возвышенность Богор (300 метров над уровнем моря). Эта агломерация расширяется в широтном направлении по автостраде Джакарта – Пурвакарта – Бандунги и юго –восток. На западе эта агломерация растет в сторону административного центра Серанга и старого центра черной металлургии Чилегона, к берегу Зондского пролива.

Агломерация Джакарты занимает площадь 6392 кв. км, в ней проживает 30 млн. человек, что составляет 12% населения страны и 22% горожан Индонезии. Она входит в первую пятерку агломераций мира по числу жителей.  Огромная агломерация Джаботабек площадью 2784 кв. км образовалась в ходе слияния городов: Джакарты, Богоре, Тангеранга, Депоке.

Манила – столица Филиппин. Она является центром крупной агломерации Большая Манила с деловым центром Метро — Манила, в состав которой входит 17 городов, три  из них города  — миллионеры : Кесон – Сити, Манила, Калоокан. Агломерация растет в сторону  растущего порта Батангас вдоль Трансфилиппинской автомагистрали. Эта агломерация занимает площадь более 1425  кВ. км, проживает 9,588 млн. человек, а плотность населения 14464 ч/кВ.км.

Общая площадь городской застройки около 1,4 тыс. км.

Куала  — Лумпур – столица Малайзии. Она является ядром складывающейся с 1974 года городской агломерации Большой Куала — Лумпур. Площадь этой агломерации 2163 кВ. км. Проживает более 8 млн. человек, а плотность населения составляет 2300 ч/кВ. км. С  1980 года эта агломерация росла в сторону порта Келанг. Со столицей Малайзии слились такие крупные города, как Субанг – Джая, Келанг, Ам – Панг – Джая, Шах – Алам, Петалинг – Джая, Каджанг – Джая и Бату – Себилан – Чарас. Они являются крупными промышленными центрами. С 1990 года агломерация стала расти в сторону международного аэропорта и центра высоких технологий «Сайберджая».

Сингапур город – государство

Вокруг Сингапура формируется трансграничный урбанизированный район, так называемый «Треугольник роста Сиджори» (назван от слов Сингапур и Джохор – Бару), его  называют «Треугольник роста», «Малая АСЕАН». Площадь этой агломерации 2163 кв. км, в том числе Сингапура 712 кв.км. В агломерации проживает 7,194 млн. человек, а плотность населения составляет 2450 ч/кВ. км.

В агломерации Сингапур – Джохор – Бару  интенсивно развивается второй его центр Джохор  — Бару на побережье Джохорского пролива, отделяющего Сингапур и Территорию Малайзии. Малайзию с Сингапуром соединяет дамба и новый мост, по которым проложены автодороги, водоводы, магистральная железная дорога Сингапур – Куала – Лумпур – Бангкок. В Малайзии на западном выходе из сингапурского пролива построен новый контейнерный порт, создающий конкуренцию Сингапуру. В крупной зоне  округа Батам находится 20 промышленных парков, международный аэропорт, 4 грузовых порта, 6 пассажирских терминалов. Он специализируется на туризме, с/х, обрабатывающее промышленности. Округ Каримун специализируется на транспортно – складских услугах. СЭЗ (Свободные Экономические Зоны) на границах  Сингапура с Малайзией и Индонезией, развитая инфраструктура, агробизнес, инфраструктурное и промышленное строительство, международный туризм, финансовая, медицинская и образовательная системы являются важным стимулом  притока населения из внутренних районов стран.

Для Сингапура зарубежные часть  Сиджори Малайзия и Индонезия  являются важными территориальными ресурсами сырья, воды, дешевой рабочей силы. С целью ограничения притока трудовых мигрантов в Сингапур на малазийской территории агломерации создаются машиностроительные предприятия и «органические фермы». Из индонезийской части Сиджори поставляется топливо, вода, конструкционные материалы, пищевые продукты. Здесь размещены энерго —  и – ресурсоемкие производства, экологически опасные: энергетические, металлургические, химические. Развивается плантационное хозяйство, животноводство, транспортные услуги.

Городские агломерации на территории Малайского архипелага – крупнейшие центры экономического роста. Страны Малайского архипелага – интенсивно развивающийся район, ориентированный на развитие услуг и трудоемких отраслей.

Статьи Азия

Малайский архипелаг

Река Янзы    Аравийский полуостров    Остров Бали   Река Ганг   Тибет Горы

 Река Тигр

 Остров Бали     Азия. Самое самое  Остров Шри — Ланка  Мертвое море.Отдых

  Малайский архипелаг 

 Джунгарские ворота 

     

 

 

На эту тему Вы можете почитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>