Меридиан https://meridian12.ru География планеты Земля Sat, 08 Aug 2020 08:17:08 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=5.4.2 Трактор Россия https://meridian12.ru/?p=17243 https://meridian12.ru/?p=17243#respond Sat, 08 Aug 2020 08:17:08 +0000 http://meridian12.ru/?p=17243 Тракторостроение важная отрасль экономики России, которая поставляет трактора для сельского хозяйства, на строительные объекты, в районы добычи угля, руд, других полезных ископаемых. В годы Великой Отечественной войны тракторостроительные заводы производили танки, тяжелые орудия и другую военную технику.

Т — 800

Среди всех видов тракторов в России выделяются самые легендарные: «Фордзон»,  «ТК — 16» и «ТК — 150»,  «ДТ 75», «Кировец — К — 700», «Беларусь». «Т — 800 ЧТЗ» самый тяжелый в России и Европе.

Из истории отрасли

Трактор Фордзон

Отрасль тракторостроения в России зародилась в  19 веке. Первый паровой гусеничный трактор был создан в Саратовской губернии в селе  Никольском крестьянином Ф.А.Блиновым. Его ученик Я.Молин в 1918 году  создал трактор «Гном» с керосиновым двигателем. Позже он создал в 922 году трактор «Коломинец» и «Карлик». В1801 году. В Санкт – Петербурге был выпущен трактор на    Кировском заводе в Санкт  — Петербурге. В настоящее время там производят тракторы «Кировцы» — «К – 700» и «к – 701». Однако этому предприятию требуются  реанимационные мероприятия.  Так в 2012 году году на Кировском заводе была завершена модернизация главного тракторосборочного конвейера по выпуску мощных машин  типа «Кировец» (360—520 л.с.). Всего в год завод теперь выпускает 600—700 тракторов.

С 1924 года по 1932 год  Ленинградский (Санкт – Петербург) завод «Красный Путиловец» выпускал трактора с керосиновым двигателем – «Фордзон».

ДТ — 75

В 1930 году начал работу тракторный завод в Сталинграде (Волгограде), который производил трактора СТЗ – 15/30. В годы Великой Отечественной войны с 1941 года он выпускал танки Т – 34. После войны производил гусеничные трактора ДТ – 54, с 1963 года трактора – ДТ – 75. С 1994 года этот завод производил трактора ВТ – 100. Теперь этот завод после банкротства стал  производить военную технику.

В 1933 году начал работу Челябинский тракторный завод имени Сталина, позже переименованный (имени В.И. Ленина»). Этот завод  в войну называли ядром «Танкограда». Благодаря  легендарным танкам, произведенным на этом заводе. Была одержана победа советских войск в 1943 в жесточайшем сражении на Порховском поле под Курском.

Теперь он производит  трубоукладчики, бульдозеры, дизельные двигатели, дизель – генераторы.

Т — 16

Т — 150

В 1942 году  на базе эвакуированного Харьковского тракторного завода начал работать завод на Алтае. Он выпускал гусеничные трактора для сельского хозяйства и лесной промышленности. В 2011 году он был закрыт. Сейчас работает несколько мелких предприятий, которые штучно выпускают трактора «Алтай – 130», «Т – 402», «Т – 402»,»Т – 404», которые называют за своеобразную форму  «алтайские утюги».

В 1944 году  Липецкий завод стал выпускать гусеничные тракторы  марки «Кировец» — «КДП – 35», «КД – 25», «Т – 40». С 1990 года выпускал  трактора «Т – 40 – ЛТЗ – 55» и «ЛТЗ – 60».  Теперь этот завод закрыт.

В 1945 году стал работать тракторный завод в городе Владимире, который выпускал трактора «Владимирец»  — «Т – 28» и «Т -25». С 2018 года этот завод не работает. До последнего времени

Владимирский  моторо – тракторный завод выживал кое – как. Его небольшие «Владимирцы» и их модификации ещё находят применение в качестве городских дворников и помощников в малых хозяйствах. В 2013 году сборка тракторов на Владимирском  заводе почти прекратилась, не выдержав конкуренции аналогичных предприятий по сборке «Белорусов» в Татарстане и Мордовии.

После войны работали тракторные заводы в ряде городов РСФСР, Минске, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре.

В 1972 году начал работу тракторный завод в Чебоксарах, выпускавший бульдозеры «Т – 330» и тягловые трактора.

Онежский завод производил трелевочные тракторы для лесной промышленности.

Современное тракторостроение России

Беларусь

В настоящее время отечественное тракторостроение переживает не лучшие времена. Отрасль испытывает кризис.  Во – первых, сократилось производство тракторов. В  России теперь в год производится от 5 000 до 15 000 тракторов /год. Для сравнения в 1990 году производилось 213 000 тракторов/год. Из них отечественные модели составляют всего 10 -20% от общего числа производимых отечественных тракторов. За год в России тракторов отечественной разработки собирается всего 1000 – 2000 штук. Это в 100 – 200 раз меньше, чем 20 лет назад. Причем 60 – 70 % от собираемых отечественных тракторов  2010 года составляли колесные трактора  «Беларусь». Причем они собираются  из комплектующих  деталей и узлов Минского тракторного завода. Трактора «Беларусь» собирают в Татарстане на Елабужском автозаводе, в Мордовии на Саранском заводе «Сараэкс», в Оренбургской области, Смоленске, в Башкортостане  в городе  Бузулук, Стерлитамаке, на Череповецком литейно — механическом заводе собирают 23 «Беларусь». Раньше собирали трактора  в Туле.

Во  — вторых, в настоящее время все большее число тракторов производится  западных моделей. Их доля составляет 20% от общего производства. Так в Ростове  — на – Дону  производится канадский трактор «Versatile» на «Ростсельмаше», который приобрел крупный пакет акций канадской фирмы и теперь практически владеет  этим предприятием. Американский трактор «New Holland», принадлежащий итальянскому «ФИАТу» производится в Татарстане на «КАМАЗе». Модель трактора «Agrotron» итальянской фирмы «Same Deutz-Fahr» производится в Ленинском Московской области. В Домодедово  собирается по несколько штук  тракторов в год американской фирмы «John Deere». На тракторных заводах России наблюдается увеличение производства тракторов иностранных моделей.

Ведущие предприятия по производству отечественных тракторов

В 2011 году Челябинская область вышла на первое место по производству тракторов в России. Здесь было собрано более ½ тракторов страны. Однако на первое место по производству тракторов вывел не Челябинский тракторный завод. Индивидуальный предприниматель Андрющенко организовал в городе Еманжелинске на базе местного автосервиса производство мини – тракторов «Синтай», которые были чем – то средним между мотоблоком и трактором. Они были собраны  из китайских импортируемых  комплектующих узлов и деталей. В России этот трактор называется «Уралец», Его мощность 16 – 18 лошадиных сил. Этот трактор неудобен для использования на больших полях, но востребован на небольших частных фермах. По статистике семейное предприятие Андрющенко стало согласно статистике флагманом отечественного тракторостроения, но не по стоимости продукции. Так один «Уралец» стоит около 200 000 рублей, а «New Holland» стоит несколько миллионов рублей. В общую статистику выпуска тракторов в Челябинской области внес свою положительную лепту еще один индивидуальный предприниматель Горелый. Горелый 10 лет назад начал ремонтировать тракторы «ЧТЗ»,  потом   стал производить бульдозеры – некие прототипы «ЧТЗ» из импортных узлов и деталей  германской фирмы ««Bosch»). К сожалению, теперь с когда — то прославленным Челябинским тракторным заводом может спокойно состязаться полукустарная мастерская. Недавно контрольный пакет акций Челябинского тракторного(ЧТЗ — Уралтрак) приобретён корпорацией  «Уралвагонзавод» города Нижний Тагил. Жаль, что такая серьезная отрасль российской экономики, как тракторостроение за 20 лет имеет  такое удручающее состояние.

Второе место по производству тракторов в 20011 году заняла республика Хакасия, на долю которой приходится 10%  от российской сборки. Трактора «Беларусь» собирают на Абаканском  экспериментально – механическом заводе.

Третье место по сборке тракторов занимает Волгоградская область, на ее долю приходится 10% от собираемых тракторов в России. Волгоградский тракторный завод (ВТЗ) раньше делал гусеничные трактора, теперь введена линия по выпуску колесных тракторов. Это единственный тракторный завод  — гигант  России, сохранивший свое былое значение.

Крупнейшие современные предприятия по выпуску тракторов

1.Компания АО «Промтрактор» — крупнейшая  в России и СНГ , она входит в «четверку» мировых  предприятий  — лидеров по производству бульдозеров – рыхлителей, трубоукладчиков.

2.ЧТЗТ – Челябинский Завод Тракторов Техники», производит тяговые трактора и бульдозеры.

3.Лысьвинсий завод в Пермском крае.

4.Орский прицепостроительный  завод в Оренбургской области.

5.АТЗ «Грант» — Алтай. Барнаул производит трелевочные тракторы.

6.АЗСМ «Прогресс» на Алтае. Производит самоходную технику.

7.Концерн «Трактрные заводы» Чувашии в Чебоксарах.

8.Челябинский тракторный завод  — «Уралтрак» (ЧТЗ). Выпускает бульдозеры, трубоукладчики, погрузчики, мини – трактора.

К — 700

9.Петербургское единственное национальное экспериментальное производство мощных колесных тракторов.

10.ОАО «Миллеровосельмаш» в Миллерово Ростовской области. Производит пропашные сеялки, бороны, подборщики.

Трудное время переживает отрасль тракторостроения в России, но есть надежда, что эта отрасль возродится как национальное производство, не утратит былую славу и мощь.

]]>
https://meridian12.ru/?feed=rss2&p=17243 0
Нефтеперерабатывающая промышленность https://meridian12.ru/?p=17237 https://meridian12.ru/?p=17237#respond Sun, 02 Aug 2020 11:27:18 +0000 http://meridian12.ru/?p=17237

НПЗ России

Нефтеперерабатывающая промышленность России входит в состав топливно — энергетического комплекса. Она связана с добычей нефти и газа и такими обрабатывающими отраслями, как химическая и электроэнергетическая отрасль.

При переработке нефти  получают ряд нефтепродуктов: топливо (автомобильное, авиационное, котельное) и сырье для производства моторных масел. А также  парафинов, битума, ароматических углеводородов, серы и т. д.

Стадии переработки нефти

Первичная стадия

 Процесс нефтепереработки состоит из двух стадий. На стадии первичной переработки нефти происходит её физическое разделение на фракции. Перед этим из нефти удаляют попутный нефтяной газ, воду и механические примеси  — проводят сепарацию.  Далее очищенную таким образом нефть направляют на перегонку в ректификационные колонны — это многометровые вертикальные металлические сооружения, напоминающие трубы. Такие колонны  обязательная часть любого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). В ректификационных колоннах нефть при атмосферном давлении и высокой температуре (около 400 °С) разделяется на фракции нефтепродуктов. Внутри ректификационной колонны на разной высоте расположены перегородки — тарелки, в которых проделаны отверстия. Когда полученная от нагревания нефти смесь пара и жидкости поднимается по колонне, то более плотные и тяжёлые фракции отделяются и опускаются на дно.  Лёгкие фракции поднимаются вверх, проходя через тарелки. Тарелки покрыты слоем жидкости толщиной около 10 см, через этот слой «пробулькивают» горячие газовые пары. Их тепло передаётся жидкости. В результате пар несколько охлаждается, часть содержащихся в нём углеводородов переходит в жидкое состояние. По мере возгонки паров к вершине колонны их температура снижается. На каждой тарелке конденсируются (переходят из газообразного  состояния в жидкое состояние) определённые виды углеводородов. Они отводятся за пределы колонны.

Наиболее летучие соединения как бутан и более лёгкие углеводороды: метан, этан и пропан, испаряющиеся при температурах менее 90 °С, скапливаются в самом верху ректификационной колонны. Ниже конденсируются более тяжёлые углеводороды, образующие бензин. Ещё ниже — последовательно лигроин, керосин, лёгкий и тяжёлый газойль. В самом низу скапливается  густой остаток, представленный наиболее тяжёлыми фракциями. Из этого остатка путём вакуумной перегонки получают мазут, гудрон и битум.

Вторичная стадия

Нефтеперератывающий завод

Цель вторичной переработки  — расширение перечня производимых моторных топлив, она связана с химическими процессами и приводит к преобразованию нефтепродуктов в более удобные для окисления формы. Видами вторичной переработки нефти являются риформинг, гидроочистка, крекинг. Рифоминг – это повышение октанового числа бензинов, гидроочистка — очищение нефтепродуктов под воздействием водорода для снижения содержания серы, азота и других примесей. Крекинг – это высокотемпературная переработка нефти с целью получения продуктов меньшей молекулярной массы  — моторных топлив, смазочных масел и др.

Место России по объему переработки нефти

По общему объёму переработки нефти Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю. В России в настоящее время действует 30 крупных нефтеперерабатывающих предприятий, общая мощность которых достигает 95% российских показателей. Помимо них, нефть перерабатывается на четырёх газоперерабатывающих предприятиях, их доля составляет 2%. Работает 80 мини – нефтеперерабатывающих заводов, доля которых составляет 3%.

Крупные предприятия отрасли проводят глубокую переработку нефти и выпускают широкую номенклатуру нефтепродуктов. Мини-НПЗ в большинстве своём производят лишь дизельное топливо, мазут и бензины с низким октановым числом. Эти продукты используются  для грузовых автомобилей, дорожной и строительной техники, но не пригодны для легковых автомобилей.

Большая часть мини — НПЗ было открыто уже после распада Советского Союза. Средняя мощность крупного НПЗ в России составляет 9,1 млн. тонн/год, в Западной Европе  — 5,3 млн. тонн/год, в США  — 5,2 млн.  тонн/год.

Проблемы переработки нефти в России

Серьёзной проблемой отечественной нефтепереработки остаётся относительно невысокая глубина переработки нефти, примерно   72%. В структуре производства предприятий отрасли 28% приходится на топочный мазут, который идет для тепловых электростанций и котельных. 28% идет  — на дизельное топливо, 14  — на автомобильный бензин и 4%  — на авиационный керосин. Для сравнения, в США доля автомобильных бензинов превышает 46%, в странах ЕС  — около 25%. Высокая доля тёмных нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо) связана с «советским наследием»: в СССР основным потребителем топлива и моторных масел был грузовой транспорт, работающий на солярке. Немаловажно и то обстоятельство, что для нашей северной страны жизненно необходимо топливо для котельных, к которому, наряду с углём и природным газом, относится мазут.

В последние годы на ряде крупных НПЗ России были введены или реконструированы мощности по производству автомобильных бензинов, поэтому сегодня отечественная нефтепереработка полностью обеспечивает потребности неуклонно растущего парка легкового автотранспорта, особенно иномарок, «требовательных» к более качественному топливу.

Доля менее вредных  для окружающей среды высокооктановых бензинов (АИ-92, АИ-95, АИ-98) в производстве автомобильных бензинов в РФ возросла с 56% в середине 2000-х годов до 83%. В автомобильных бензинах классов «Евро-4» и «Евро-5» содержание серы снижено до 10—50 мг/кг, отсутствуют примеси железа, марганца и свинца. Следует при этом отметить, что снижение вредных выбросов от автомобильного транспорта достигается ценой возросшей экологической опасности нефтеперерабатывающих производств, ведь именно на них сейчас происходит полная очистка топлива и утилизация всех вредных примесей.

Экспорт нефтепродуктов

Дизельное топливо и мазут в структуре экспорта России занимают третье — четвёртое места после нефти и газа. Дизельное топливо в РФ значительно дешевле, чем в странах Западной Европы, Восточной Азии и США. Потому оно охотно закупается иностранными топливными компаниями и проходит дальнейшую переработку за рубежом для того, чтобы соответствовать более высоким международным стандартам качества.

Размещение нефтеперерабатывающих предприятий в  России

Размещение НПЗ по России

Предприятия нефтепереработки размещены во всех экономических районах России, кроме Центрально — Чернозёмного  района и Калининградской области.

Более половины переработки нефти сосредоточено на территории всего лишь трёх экономических районов: Поволжского, Уральского и Центрального. География размещения предприятий отрасли пространственно совпадает с плотно заселенными территориями России.  Нефтеперерабатывающие предприятия находятся 8 из 15 городов  — миллионеров: Москве, Санкт — Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Перми, Уфе, Омске.

Большинство  крупных  НПЗ  России расположено в районах крупных нефтепроводов. Например,  На западно — сибирской нефти, поступающей в Европейскую Россию, работают Новоярославский, Киришский, Московский, Рязанский, Нижегородский, Саратовский, Пермский НПЗ. В Азиатской части страны на нефти Западной Сибири работают Омский, Ачинский и Ангарский НПЗ. Нефтепереработка Краснодарского края и Ростовской области  использует нефтяное сырьё Западной Сибири и Казахстана. На Дальнем Востоке  НПЗ  Комсомольска –на — Амуре использует сахалинскую нефть, а в Хабаровске  западно – сибирскую, ранее поступавшую по Транссибу, а теперь по ВСТО. Казахстанская  нефть перерабатывается  НПЗ в Орске и Салавате. На местном сырье Ухтинского месторождения работают нефтеперерабатывающие предприятия  в Республике Коми. На местном сырье работают НПЗ  в автономных округах Тюменской области Сургутский НПЗ, в Томской области, Красноярском крае.

Есть много мини – заводов НПЗ на Северном Кавказе в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии. Планируется восстановить работу разрушенных  НПЗ в Чечне. На Прикаспийской низменности по работает  Астраханский НПЗ.

На западно – сибирской нефти работают НПЗ Уфы, Нижнекамской агломерации, Самарской области (Новокуйбышев, Самара, Сызрань).

Экспортная направленность НПЗ

Экспортная направленность имеют  НПЗ Туапсе, Комсомольска – на – Амуре, Ванино, Усть – Луги.Экспортную направленность имеют предприятия в Туапсе, Комсомольске-на-Амуре – крупнейший на Дальнем Востоке, Ванино, Усть-Луге. Нефтеперерабатывающая отрасль России продолжает развиваться.

 

]]>
https://meridian12.ru/?feed=rss2&p=17237 0
Кубачи https://meridian12.ru/?p=17228 https://meridian12.ru/?p=17228#respond Fri, 31 Jul 2020 09:38:35 +0000 http://meridian12.ru/?p=17228 В горной республике Дагестан  Российской Федерации находится самый ревний город страны  — Дербент. Также в Дагестане расположено несколько самых древних  уникальных сельских  поселений: аулы Кубачи, Чох, Крода, Цахур, Гамсутль, Гуниб и другие.

Кубачи

Где находятся

Дагестан

Дагестан. Кубачи

Аул Кубачи находятся  находится в южной части Дагестана, примерно в 70 километрах от города Дербента, в 170 км от Махачкалы.  Это древнее сельское поселение 5 века нашей эры находится в междуречье рек Мехкилекотты и Кинтурокотты. Кубачи расположены на гребне пологого склона Кавказских гор на высоте 1647 метров. Кубачи выглядят как сказочный бело — голубой город восточного средневековья и одновременно как муравейник, ласточкино гнездо, Вавилонская башня. Посёлок накрепко прилепился к южному склону горы с его значительно более тёплым и менее ветреным микроклиматом. Кубачи — единственное место в Дагестане, где обнаружены отчётливые следы зороастризма, древней религии сасанидского Ирана (V—VI вв.). В этом селении проживает 2969 человек.

Занятие населения

В то время вокруг Кубачей формировалось территориально-политическое объединение, получившее иранское название Зарихгеран. В ХII—ХIII вв. его жители, несмотря на многочисленные походы дербентских эмиров, были независимыми и исповедовали зороастризм (ислам окончательно восторжествовал здесь только в 1305 г.). Уже тогда здесь занимались обработкой металла, производством оружия, кольчуг, светильников, посуды. К ХVIII в. у Кубачей сложилась  репутация «нейтральной страны» вроде Швейцарии: аул стал традиционным местом для ведения переговоров между враждующими горскими феодалами; сюда же в случае опасности перевозили на хранение казну и получали её назад в целости и сохранности. В отношении же ремесленного искусства Кубачи — древний и признанный лидер среди всех дагестанских селений, аул непревзойдённых оружейников, чеканщиков и ювелиров, ткачих и вязальщиц. Ювелирным промыслом Кубачи  знамениты и по сей день. Кубачинцы говорят: «Что глаз увидит — то и рука сделает». Дети, приглядываясь к старшим, берут резец уже в возрасте 5—6 лет. В местной школе наряду с общей программой их учат и профессионал

Изделия кубачинских мастеров

ьным навыкам ювелира — различным орнаментам и техникам.  В частности, детей обучают технике знаменитой  кубачинской  «черни» (смешение серебра с серой). Не случайно многие  выпускники школы приходят работать на Кубачинский комбинат народных промыслов.

Каждый кубачинский  дом — своеобразный и во многом неповторимый музей. Внутри на стенах расставлены или развешены подносы, блюда, кувшины и тарелки самых разнообразных форм и размеров, среди них и знаменитые кубачинские мучалы — ромбовидные, очень ёмкие (почти два ведра) кувшины без ручек, с которыми испокон веков ходили и ходят в Кубачах за родниковой водой. Здесь это женское дело, и зрелище кубачинки в белом покрывале («каз») и с мучалом на перевязи вполне обычно.

Статус поселка

В Кубачах непрестанно идёт стройка. Посёлок растёт, сейчас в нём живёт уже более трёх тысяч человек. Все говорят на кубачинском — одном из диалектов даргинского языка. Не забывают родной язык и те кубачинцы (а их немало — около пяти тысяч), кто по тем или иным причинам уехал отсюда. Летом — в пору свадеб — большинство кубачинцев съезжается в свою «метрополию». То, что современные Кубачи имеют статус посёлка городского типа, по — своему оправдано.

Во — первых — из-за преобладания несельскохозяйственных типов деятельности (земледелием кубачинцы исторически не занимаются, и очень немногие держат корову или овец; продукты покупают в основном в магазине или же на базаре, который бывает здесь традиционно по четвергам).

Во — вторых, и это глубоко символично, его старая историческая часть, снизу доверху, от ручейка до сторожевой башни, — превосходно сохранившийся памятник дагестанского средневекового зодчества. На первый взгляд хаотичный лабиринт узких улиц, проулков и тоннелей в действительности имеет свои закономерные сочленения и узлы — площади. Для самих кубачинцев ориентация в этом «хаосе» ничуть незатруднительна.

Архитектурные  особенности поселка

Село Кубачи

Тщательно продуманная система водостоков и канализации, существовавшая не один век, теперь пришла  в запустение. Особая ярусность плоских крыш сейчас почти разрушенная треугольниками жестяных скатов. Раньше на плоских крышах проходила добрая половина жизни кубачинцев. В селе  вертикальная  планировка домов, они наращиваются по вертикали.  Окраска домов с доминированием традиционных для ислама синего и голубого цветов — всё это уникально и с планировочно — градостроительной, и с архитектурной точек зрения.

Никакой другой аул Дагестана не сравнится с Кубачами в этом отношении — ни грушевые Унцукуль и Гимры, утопающие в садах, ни гончарный Балхар, оседлавший холм наподобие муравейника, ни минаретный Согратль, гордо взирающий на поле бранного позора Надир — Шаха, ни плоский Хунзах, словно привязанный к пропасти хрустальными лезвиями водопадов, ни воинственный, ощерившийся башнями Тидиб, ни даже красавец Чох с его аристократически просторными домами, более всего напоминающий своим видом простёршего крылья грифа.

Аул Гамсутль

Селение Гамсутль

Древний  аул Гамсутль  называют российским «Мачу — Пикчу». Он известен ювелирным промыслом, которым занимались в основном женщины.   В 1914 г. в ауле жило 255 чел., в 1959 г. — 312, 1970 г. — 209, составляющих тогда около 60 хозяйств. В 1975 г. здесь было 177 человек,а в августе 1983 г. осталось  7 хозяйств и 10 чел. (из них 7 пожилых людей). В 2010 г. в ауле было 3 жителя.

 Когда — то Гамсутль объединили с лежащим в 9 км от него селом Унты в единый колхоз. Когда пришла пора поднимать хозяйство на прикутанных землях — развивать молочное животноводств, колхозу позарез понадобились рабочие руки на равнине, немало гамсутлинцев откликнулось на зов колхозного начальства. Но, разумеется, не все поголовно. На оставшихся колхоз «обиделся» — да так, что под предлогом экономии пахотных земель запретил строить новые дома на окружающих аул террасах. В начале 1960 — х гамсутлинцы  потянулись кто куда: несколько хозяйств — в Чох, несколько — в знаменитый Гуниб (местный райцентр, о нём мы ещё скажем), около 30 хозяйств — в Чох-коммуну, сравнительно молодое селение садоводов и механизаторов на полпути между Гунибом и Чохом. Но большинство покинули горы навсегда, потянулись вниз, на равнину, причём не столько на пастбищные земли — кутаны, сколько в города — Махачкалу, Каспийск, Кизилюрт.Оставшимся доживающим свой век старикам в ауле и дела не найти: еле-еле с огородом и личным скотом управляются. С ишаками ходят за пенсией, на почту или в магазин, а дорога туда не ближняя: 8 км вниз — вверх, да ещё брод через речку Бецаор, не такую уж и пустячную, особенно после дождей.

В советское время, был в Гамсутле и свой магазин, и своя школа — пусть всего лишь начальная, но своя (её закрыли в 1973 г.). Были здесь когда-то и мастера — серебряники, конкурировавшие с самими Кубачами. Был в Гамсутле и свой годекан (общественный центр, площадь), даже два годекана, где умудрённые жизнью старики тешили себя беседами и последними новостями. Был колхозный сад на террасированных склонах вдоль реки Бецаор. В сезон перегона овец детвора по очереди сторожила его от случайной потравы: неподалёку проходила крупная скотопрогонная трасса. А сегодня отары текут мимо Гамсутля уже прямиком через сад, одичавший, вытоптанный, жалкий, — так и чабанам короче, и овцам сытнее. При таком ходе событий в Гамсутле вскоре не останется ни единой живой души. Раздавленный невидимым глазу социально — демографическим «оползнем», он испускает дух и скоро умрёт «своей смертью».

Гуниб

Этот аул — одно из наиболее известных в историческом отношении мест Дагестана. Здесь разыгрывались последние акты многолетней Кавказской войны, которую вели предводительствуемые имамом Шамилём горцы против царского правительства. Именно здесь в конце августа 1859 г. князем А.И. Барятинским Шамиль был пленён и больше никогда уже не выступал против России. Гуниб заселён аварцами. Аул расположен на высоте 1550 м над уровнем моря на краю плато, со всех сторон окружённого скальными обрывами. Перепад высот между самыми нижними и самыми верхними постройками Гуниба составляет около 700 м. Нынешний Гуниб основан в 1862 г. как русская крепость.  Основное население здесь тогда составляли солдаты и офицеры местного гарнизона. Жили они в специально отстроенном засаженном тополями городке с чистенькими белыми домиками под ярко — красными крышами. Для офицеров и их жён в царском Гунибе действовал клуб с бильярдом и читальней. Дрова для отопления помещений и приготовления пищи приносили в Гуниб горские женщины. Малозаметные развалины аула Верхний Гуниб (он же Старый Гуниб) находятся в нескольких сотнях метров выше детского пульмоноло — гического санатория «Радде». Старый Гуниб расположен на клиновидном мысу с обрывистыми краями. После того как Шамиль сдался, аул был полностью разрушен. Сейчас неподалёку находится только общежитие для сотрудников санатория.Гуниб по природным и историко-культурным основаниям мог бы стать туристическим центром всероссийского уровня. Но сейчас он практически не посещается туристами. Гуниб весьма популярен среди жителей Махачкалы и её пригородов, особенно в летние месяцы. Дело в том, что лето у Каспийского моря невыносимо знойное, к чему особенно непривычны те, кто родился и прожил некоторую часть жизни в горных районах, а таких в дагестанской столице множество. Но в советское время Гуниб был значительным для Горного Дагестана районом притяжения туристов. Турбаза «Орлиное гнездо» в Верхнем Гунибе была открыта в 1967 г. в помещениях, оставшихся от гарнизона русской крепости.  Постепенно обстраиваясь, турбаза достигла вместимости 350 чел. В сезон турбаза давала работу полутора сотням жителей Гуниба, что было существенно для трудового баланса этого аула «былых воротничков», сосредоточенного почти исключительно на своей административно-управленческой роли райцентра и лишённого какой бы то ни было промышленной и сельскохозяйственной «начинки». Нерациональное использование туристических ресурсов Гуниба в былые времена приводило к некоторым негативным моментам.Первый из них — экологические перегрузки на Гунибском плато. Уникальный Гунибский лес подвергается засорению и отчасти вырубке. Особенно этому поспособствовал туристический пеший маршрут.  Угрозу и без того хрупким экосистемам плато создаёт и бесконтрольный выпас  скота в верхней его части и расположение поблизости от него райцентра. Турбаза «Орлиное гнездо», приютившаяся с краю плато, была известна любителям пешего горного туризма всего Союза. Сейчас обветшавшие дощатые строения ждут своей участи: то ли отреставрируют, то ли снесут. А на досуге выполняют функцию летнего оздоровительного лагеря для местных ребятишек. Зато детский пульмонологический санаторий «Радде»для больных бронхиальной астмой никогда не прекращал своей деятельности. Назван он в честь учёного-натуралиста Дмитрия Радде, который выяснил, что здешний воздух обладает уникальными целебными свойствами. Ещё выше санатория расположен высокогорный ботанический сад Дагестанского научного центра РАН, действующий с 1986 г. Здесь собрано около 600 видов местных растений, среди которых есть реликты, например берёза Радде. Гуниб —  метеоролого-климатический уникум: здесь куда более тёплая, ясная и безветренная зима, чем, скажем, в Кисловодске, расположенном на 700 м ниже. Проблемы Гуниба схожи с проблемами ремесленных Кубачей, умирающего Гамсутля и административного Гуниба и других древних сельских поселений Дагестана.

Кубачи одно из древних сельских поселений Дагестана, известное серебряными изделиями.

]]>
https://meridian12.ru/?feed=rss2&p=17228 0
Ставрополь. Россия https://meridian12.ru/?p=17220 https://meridian12.ru/?p=17220#respond Sat, 25 Jul 2020 03:46:29 +0000 http://meridian12.ru/?p=17220 ставрополь

Город Ставрополь

Город Ставрополь  административный центр Ставропольского края, один из крупнейших городов Южного федерального округа наряду с  Краснодаром, Ростовом – на – Дону, Пятигорском, Дербентом, Грозным, Астраханью и Волгоградом.  Ставрополь – «Ворота    Кавказа». Город   является также крупным историческим, деловым, промышленным, туристическим, культурным и образовательным центром  края и  России. Ставрополь возник в 1777 году как южный форпост России. По итогам российского конкурса «Самый благоустроенный город» Ставрополь был признан лучшим  в стране в 2013 г, 2015 Г, 2016 г. Это уютный, чистый и благоустроенный город России. Он занимает площадь 244,8 кв. км, в нем проживает 450 680 человек.

Где находится

Ставропольский край

Ставрополь на карте края

Город Ставрополь расположен  в предгорьях Северного Кавказа на северо – западе Ставропольского края, в северной части Ставропольской возвышенности к северу от самой ее высокой отметки горы Стрижамет (831 метр). Эта отметка самая высокая в районе Предкавказья. Город находится на высоте 230 – 600 метров над уровнем моря. Ставрополь равноудален от экватора и Северного полюса.  Он расположен на водоразделе (Ставропольская возвышенность) между Азовским и Каспийским морем. Город находится на перекрестке железных дорог Ростов – на – Дону  — Ставрополь и Астрахань – Элиста – Невинномысск.  Ставрополь втянулся с северо – востока на юго – запад на расстояние 24 км, а с севера на юг на 16 км. В городе есть улица 45 – я Параллель, которая вытянута вдоль нее. Город расположен  на юге умеренного пояса. Город находится в природной зоне степей. Ставрополь имеет выгодное географическое положение для развития экономики, в том числе сферы туризма и отдыха.

О названии

Город  Ставрополь  был основан как крепость в 1777 году  на Азово – Маздокской оборонительной линии России. В 18 веке  в названии русских городов на юге России дополняли слово «поль» на греческом  — «город», «став» — «крест». О происхождении названия города существует несколько объяснений. По одной версии название дано по форме крепости в виде многоугольника, основой которого являлись две пересекающие оси в виде креста. Другая версия  объясняет, что при закладке фундамента крепости в котловане выкопали большой каменный крест, что отражено в гербе города. Название «Ставрополь» — «город Креста» было дано по ин инициативе  Г.Потемкина. В 1935 году его переименовывали в Ворошиловск,  но в 1943 году городу  вернули прежнее название Ставрополь.

Природные условия

Территория, где стоит  город Ставрополь, возвышенная.  Климат теплый, в году  много солнечных дней, вегетационный период длится 160 дней. Здесь господствует континентальный умеренный воздух. Здесь часты сильные ветры со скоростью 25 м/сек. Самые ветреные месяцы февраль и март. Лето сухое, жаркое, иногда приходят воздушные массы с Атлантики, которые приносят осадки и грозы. Зима морозная и сухая,  солнечная, иногда бывают снегопады. Ветры, приходящие с севера приносят холодную пасмурную погоду. В течение года в любое время года иногда прорываются тропические континентальные воздушные массы из Средней и Малой Азии, Ирана.  Они приносят ветры суховеи. Тропический воздух со Средиземного моря приносит влажную теплую погоду летом и вызывает оттепели осенью, весной и зимой. Среднегодовая температура города +9,5 градуса. Средняя максимальная температура августа 39,7 градуса, средняя минимальная температура января – 5,1 градуса. Осадков в  году выпадает 556 мм.

Из истории

Крепостная стена

Ставрополь возник с момента строительства Ставропольской крепости 1777 года. Она строилась в течение 1777 – 1779 года под руководством великого военного полководца России А.Суворова по всем правилам того времени. Крепость была в форме многоугольника,  вытянутая с юго – запада на северо – восток на 700 метров и в ширину на 320 метров. Площадь крепости 10 га. Вокруг крепости был вал высотой 1,8 метра  и  ров глубиной 3,5 метра и шириной от 3,5 до 6 метров. Крепость возвышалась на горе, что было удобно в стратегическом отношении. С севера от крепости находилась глубокая балка реки Тащлы, с юга крепость защищали глубокие балки рек Мамайки, Мутнянки, Желобовки. Одновременно с возведением каменной крепости строились рядом с ней казачьи станицы. В 1778 году в станице Ставропольской разместился штаб Хоперского полка. В ней было построено 197 домов для казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки и другие строения.

В 1842 году по царскому указу Ставрополь стал центром Кавказской епархии, а в 1847 году центром Ставропольской губернии. В 1918 году  город стал центром Ставропольской Советской Республики, в 1924 году центром ставропольского округа Юго – Восточной области, а потом центром Северо – Кавказского края. В 1935 году город стал называться Ворошиловск, в 1943 году былое название городу возвращено.

Экономика

Основу экономики Ставрополя составляют  400 промышленные предприятия. Доля промышленности города в экономике Ставропольского края составляет 24%. Экономика города социально ориентированная, растет производство товаров и услуг. В Ставрополе существуют такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая, пищевая, легкая, производство сувениров  и строительных материалов, др.

Машиностроение занимает главное место среди отраслей. Оно  производит металлоконструкции, электроизмерительные приборы, радиоэлектронику, комплектующие для автомобилей, системы управления судов, поршневые кольца, приборы, зарядные устройства, измерительные инструменты, системы защиты от коррозии  и др.

Пищевая промышленность занимает важное место в экономике Ставрополя. Ее доля в стоимостном выражении среди других отраслей составляет 35%. На развитие этой отрасли оказывает положительное влияние богатая сырьевая база, так как Ставропольский край важный сельскохозяйственный район России. Пищевые предприятия производят муку, крупы и колбасы, подсолнечное и сливочное масло, сыры, молочные и мясные изделия, фруктовые и овощные консервы, пиво и алкогольные напитки, ведется розлив минеральных вод из источников   Кавказские Минеральные Воды, производятся кондитерские и хлебопекарные изделия, соки и мороженое, др.

Химическая отрасль также занимает важное место в структуре экономики города. На предприятиях выпускают монокристаллы для солнечных электростанций и светодиодной отрасли, медицинские препараты, сыворотки и вакцины, товары высоких технологий и  бытовой химии, монокристаллы. Так на 2018 год в Ставрополе производилось 50%  на мировом рынке искусственных сапфиров, причем 90% экспортировалось в 25 стран мира. В городе развита нефте – газовая промышленность.

Транспорт

Ставропольская губерния оказалась в конце 19 века в стороне от магистральной железной дороги Кавказа Ростов – на – Дону – Армавир – Минеральные Воды – Владикавказ, хотя губерния  очень нуждалась в железнодорожном пути для вывоза сельскохозяйственной и промышленной продукции к черноморским портам и в центр России. Тогда в 1897 году была построена ветка железной дороги на Ставрополь, но  из – за высоких цен за перевозки эта дорога сдерживала развитие губернии. Выход был найден из этой ситуации. В начале 20 века была построена железная дорога Ставрополь – Туапсе. Теперь в городе работает  железнодорожный вокзал. Железные дороги связывают Ставрополь с Черноморским побережьем, Столицей Калмыкии Элистой, Волгоградом, центром России, Крымом. Автомобильные дороги связывают Ставрополь с Элистой, Астраханью, Батайском и другими городами.

Внутренние перевозки осуществляют троллейбусы, автобусы, такси. Работает пригородный автотранспорт.  Междугородний  автотранспорт осуществляет перевозки пассажиров на побережье Черного моря и Москву, Санкт – Петербург и Астрахань, Ростов – на – Дону и Волгоград, Элисту и Саратов, Дебент, Краснодар, Одессу, города Чечни, Качаево – Черкесии и другие. А также перевозятся туристы и отдыхающие в курортные города края. А именно в Кисловодск и  Пятигорск, Ессентуки и Железноводск, Минеральные Воды, Георгиевск, Зеленокумск.  Ставрополь связан автодорогами с курортным районом Домбая. Воздушными «воротами» города является международный аэропорт «Ставрополь».

Образование и культура

Ставрополь культурный и образовательный центр края и Кавказа. В городе находится 64 детских образовательных  учреждения, 24 вуза, 11 средних специальных учреждений, аэроклуб «РОСТО», 5 исследовательских институтов. В Ставрополе работает 4 библиотеки, 7 дворцов культуры, 4 театра, органный зал, цирк, 11 кинотеатров, 6 выставочных залов.

Достопримечательности

Андреевский собор

Древними объектами достопримечательностей города является Татарское городище, древний подземный город, дольмены. Историческая достопримечательность – крепость и сохранившиеся в ней строения. А также 22 архитектурных строения.  Известный памятник Памятник Купцу — основателю города.

В Ставрополе находится ряд соборов: Казанский, Андреевский (Андрея Первозванного), Крестодвиженская церковь, храм Серафима Соровского, армянская церковь и др.

Холодные родники

Природные достопримечательности: Михайловский родник, святой источник в Татарском лесу, Травертиновый родник в Русской Лесной даче, урочище родника Корыто, Холодные родники, Ботанический сад, Государственный историко —  культурный и природно — ландшафтный музей, парк победы, Холодные родники, Беспутская поляна, Ставропольская гора, заказник «Русский лес», курган Лохматый и др.

Культурные объекты: театр М.Ю.Лермонтова, свето — музыкальный фонтан, многочисленные памятники.

Ставрополь южный город России с уникальной историей, традициями, культурой, памятниками природы и истории.

 

]]>
https://meridian12.ru/?feed=rss2&p=17220 0
Иркутск История https://meridian12.ru/?p=17217 https://meridian12.ru/?p=17217#respond Fri, 24 Jul 2020 15:42:28 +0000 http://meridian12.ru/?p=17217

Иркутск

Иркутск – старинный город  в Восточной Сибири, административный центр Иркутской области и Иркутского района. Иркутск  пятый по числу жителей в Сибири после Новосибирска, Омска, Красноярска и Тюмени. Население Иркутска 623 562 человека. Иркутск  основан как острог в 1661 году, а статус города получил в 1686 году. Иркутск – крупный образовательный, культурный, промышленный, транспортный  центр, город русской географической славы.

Основание Иркутского острога

Иркутск на карте

Иркутск начал свою историю с заложения острога  в 1661 году отрядом казаков – землепроходцев под руководством Якова Похабова по заданию Енисейского воеводы. Город был основан после выхода русских казаков к Байкалу в 16443 году.  Иркутск был одним из острогов Восточной Сибири. Первым приказчиком этого острога был десятник Василий Ездаков. В конце 17 века строения первого острога разрушились, на смену им было построено новое оборонительное сооружение, окруженное рвом. За стенами сооружения  появился посад,  в 1672 году  построили деревянную  Спасскую церковь, заложили мужской Вознесенский монастырь, в 1689 году построили Знаменский женский монастырь. С 1682 года Иркутский острог стал центром Иркутского воеводства, куда входили все остроги Прибайкалья. В 1686 году Иркутску был дан статус города. После урегулирования китайско – российских отношений согласно Нерчинского договора Иркутск  превратился в крупный торговый центр Сибири. Из Китая через реку Селенгу и Байкал торговые караваны из Китая везли в Сибирь ткани, чай, сахар, а из Сибири в Китай везли пушнину. К концу 17 века в городе появились кузницы, кожевни, мыловарни, мастерские. В Иркутске проживало к этому времени 1000 человек, в том числе 409 казаков, 110 посадских людей, 50 служилых и др.

Иркутск в 18 веке

Спасская церковь

В 18 веке Иркутск  приобрел большую значимость в Сибири, город богател, рос.

В начале 18 века в Иркутске появилось первое каменное здание приказной избы, было организовано почтовое сообщение с Москвой (ямская гоньба). В 1719 году город стал центром Иркутской провинции в  составе Сибирской губернии. В 1725 году Иркутск посетили участники Камчатской экспедиции во главе с В.Берингом. В первой половине 18 века была открыта русско – монгольская школа при Вознесенском монастыре, у города появилась гербовая печать, «для прикладывания к выдаваемым купечеству из таможен и из ратуш паспортам». А также купец Ланин открыл железоделательный завод, посадский человек Прокопьев  стекольный завод и ткацкую фабрику,  открыли почтовый тракт  на Охотск. В 1757 году была учреждена полиция. К Иркутску в 50 – е годы 18 века подошла Московская столбовая дорога. Во второй половине 18 века отменена царская монополия на пушнину и тогда с 1762 года начался «золотой век» для купечества Иркутска. В 18 веке появились крупнейшие купеческие династии: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Солдатовы, Дудоровские. Они разбогател на торговле с Китаем пушниной. Некоторые купцы разбогатели на поставках провианта и металла для государственных нужд. Многие купеческие династии были выходцами с Русского Севера. Купечество год от года усиливало свою роль в гражданской жизни города. Купцы занимали ключевые должности в администрации Иркутска, получали выгодные контракты,  вели благотворительную деятельность. На средства купцов  строились и содержались приюты и церкви, школы и больницы, библиотеки и театры. В 1770 году была в Иркутске официально открыта ярмарка и банковская контора, появилась первая публичная библиотека, духовная семинария, духовная семинария, школа, училище и типография. Ряд улиц назывались именами купцов, например, Ланинская, Мыльниковская, Трапезниковская, Медведниковская, Баснинская и др.

С 1764 года Иркутск  стал центром Иркутской губернии  в составе Сибирского царства. В 1787 году первого января учреждена городская дума, возглавляемая купцом первой гильдии М. Сибиряковым. Он избирался трижды, имел звание «именитый гражданин». К концу 18 века патриархальный Иркутск  начал  превращаться  в европейский город, люди стали носить современную одежду, мужчины коротко стриглись, развивалась культура города.  В 1799 году иркутским купцом Г.Шелиховым была создана Российско – Американская компания. С середины 18 века Иркутск  стал главной базой тихоокеанских промыслов, в нем находилась одна из контор Российско – Американской компании, а также кузнечный, скорняжный, смолокуренный, прядильный завод. В Иркутске совершались крупные торговые сделки. На памятнике над могилой Г.Шелихова нанесена цитата из стихов Державина:«…Не забывай, потомок, что Росс, твой предок, и на Востоке громок».

Развитие Иркутска в 19 веке

В 19 веке (1801 год) был открыт Кругоморский тракт в Забайкалье. Он был проложен руками ссыльных. В городе работала суконная фабрика, в 1807 оду открыта первая больница. В 1812 году из Иркутска на войну с Наполеоном  было отправлено 566 рекрутов. В 1813 году в городе со стороны Московского тракта были установлены триумфальные ворота. В 1816 году в городе  было создано Иркутское казачье войско. Поскольку город находился далеко от столицы, то местное начальство ««делати… по своему  высмотру, как пригоже и как бог вразумит». За злоупотребление властью  в Петербурге были казнены  в 1717 и 1736 иркутский воевода, вице – губернатор соответственно. В 1836 году был открыт первый частный банк, позже публичная библиотека. В первой половине 19 века Иркутск превратился в «столицу ленского золота». В город прибыл первый пароход, открыт институт благородных девиц, театр.

С 1848 по 1861 год генерал – губернатором был Н.Н.Муравьев – Апостол, который сумел присоединить к России Приамурье и укрепил позиции страны в Сибири, открыл сообщение по Амуру. В июне 1879 году в Иркутске случился пожар, во время которого также сгорел музей и 10 000 книг Географического общества, губернский архив. Город начал восстанавливаться с расцветом в 1870 – 1880 г. золотодобывающей промышленности на Лене. Позже начался упадок в золотодобывающей промышленности,  упала активность кяхтинской торговли.

Оживление в городе началось с началом работы Транссибирской магистрали. По ней в 1890 году прибыл первый поезд. В Иркутске началась добыча угля, появилась лесная промышленность. В городе стало расти население.

Иркутск в 20 веке

В начале 20 века в Иркутске началось революционное движение. В гражданскую войну в июле 1918 года в город вошли части Чехословацкого корпуса и Временного Сибирского правительства. Власть была в руках городской думы. В 1919 году из Омска в Иркутск переехало Российское правительство. Но в этом же году было организовано восстание против Колчака, после которого адмирал А.В.Колчак и глава Совета министров Российского правительства В.Н.Пепеляев были расстреляны. В 1920 году была восстановлена советская власть после того, как в него вошла Красная армия.

С 1922 по 1923 год Иркутск был центром Моноголо – Бурятской автономной области. В 1926 году Иркутская губерния вошла в состав Сибирского края в качестве округа, с 1930 года город стал центром Восточно – Сибирского края.  В 1937 году Иркутск  центр Иркутской области. В 30 —  годы 20 века в городе появился авиационный, мыловаренный и чаепрессовочный завод, швейная и макаронная фабрика, др. В послевоенные годы (1958 г) была построена Иркутская ГЭС, велось жилищное и промышленное строительство. К концу 20 века Иркутск  стал крупным индустриальным центром РСФСР. Здесь было развито высоко технологичное машиностроение, авиастроение, приборостроение, производство радиоэлектроники и горного оборудования, автомобильных деталей и станков, металлообработка и ремонт подвижного состава на железной дороге. А также ремонт речных судов и самолетов. В городе работала мебельная и полиграфическя, пищевая и легкая промышленность, домостроительный комбинат и завод железо – бетонных конструкций. К началу 21 века часть предприятий была закрыта.

Иркутский острог основан в 1686 году. Он был крупным центром торговли и промышленности и им остается. Однако и к настоящему времени Иркутск остается крупным промышленным, образовательным, культурным, транспортным  центром Сибири.

 

]]>
https://meridian12.ru/?feed=rss2&p=17217 0