Джунгарские Ворота

Джунгарсие ворота

Джунгарские Ворота

Среди существующих нескольких полюсов на земле есть  уникальное место  континентальный полюс недоступности в Центральной Азии. Это Джунгарские Ворота   самое удаленное место в мире от моря, континентальный полюс недоступности.  Джунгарские Ворота (проход), представляющие  собой проход между горными цепями Джунгарского Алатау и Майлитау.

Название «Джунгарские Ворота» было дано в 1875 году  писателем И.В.Мушкетовым. Эти ворота также называют  Чингисхановы, Гуннские.

Географическое положение

Джунгарские ворота

Джунгарские ворота на карте

Джунгарские Ворота  расположены в приграничных зонах  Казахстана и Китая. По Дждунгарскому проходу проходит государственная граница между Казахстаном и Китаем. Джунгарские Ворота находятся между Джунгарскм Алатау на западе и хребтом Барлык на востоке.

Джунгарские Ворота соединяют Балхаш – Алкольскую котловину и  Джунгарскую равнину. В северной части прохода находится небольшое озеро Жаланшколь, в центе станция Достык (Дружба) Казахстанских железных дорог. В южной части находится станция Алашанькоу Ланьчжоу – Синьцзянской железной дороги.

Особенности природы Джунгарских Ворот

 Проход представляет собой плоский широкий коридор. Его ширина от 10 до 40 км, а длина 50 км. Проход находится на высоте 400 – 500 над уровнем моря. На северном входе в ворота находится озеро Алаколь, на южном озеро Эби – Нур.

Здесь сформировались полупустынные ландшафты в условиях очень сухого климата. Для жизни человека эта территория неблагоприятна. Узкие длинные Джунгарские Ворота образуют аэродинамическую трубу, в которой согласно закону Бернулли, воздух сжимается и ускоряется. В результате возникают сильнейшие ветры, которые движутся со скоростью 70 км/час. Сухой холодный ветер, дующий из Китая в холодное время года, называется «ибэ». Из казахских степей через Джунгарский проход дует северо – западный ветер «сайкан». Казахстан планирует использовать этот ветер для получения электроэнергии в районе озера Алаколь.

Район сильнейших бурь

Джунгарские ворота —  район сильнейших бурь в Центральной Азии.  Великий путешественник В.А.Обручев в «Заметках о двух районах необычайных  бурь в Центральной Азии», написанных в 1940 году. Он описал эти бури.  Он выделил два района в Центральной  Азии, характеризующиеся страшными бурями. Это Джунгарские Ворота между Джунгарскими Алатау и горами Барлык и Майли и  проход, расположенный северо – восточнее, ведущий из пустыни Сырхан – Гоби по долине Мукуртай между хребтами Джаир и Уркашар в долины рек Куп и Эмель.

Дугой район необычайно сильных бурь находится у южного подножья Восточного Тянь – Шаня, к востоку от Турфанской впадины, дно которой лежит на 154 метра ниже уровня океана.

Джунгарские Ворота район сильнейших бурь

В Джунгарских Воротах образуются сильнейшие  бури  — ибэ из – за резких перемен температуры. Животные, попавшие в полосу ветра ибэ, не могут двигаться и умирают. Людей ветер валит с ног. Хотя ветер теплый, но человек, попавший в его полосу движения, сначала потеет, а потом обмерзает.

Зато  ветер  ибэ благоприятен для кочевников соседних территорий. Благодаря ветру ибэ на соседних горах тает снег и скот можно пасти свободных от снега участках степей.

Ибэ начинает дуть в октябре, реже в ноябре, далее в течение всей зимы. Иногда дует подряд 2 – 3 дня, а то и целую неделю. После перерыва в 2 – 3 дня снова начинается. Ветры ибэ налетают  и дуют с такой силой, что сотрясаются стены  глинобитных домов, срывает крыши с домов, лошади верблюды  шатаются, путники едва держатся в седле. Ветер поднимает большое количество пыли, и даже гальки размеров от 2 до 6 мм. Если ветер застает людей в дороге, то их и скот уносит так далеко, что и следов нельзя найти. Перед началом ибэ слышен шум, как перед землетрясением. Ветер срывает с гор щебень, шум и грохот заглушают рев верблюдов. Ветер ибэ наводит ужас даже на очень бывалых путешественников. Иногда вовремя бурь ибэ погибали полностью караваны.

Границу Джунгарского прохода можно определить по ветру. Если войти в проход, то сразу чувствуется сильный ветер, если переступить эту границу обратно, то ветер почти исчезает. За пределами Джунгарских Ворот ветра либо нет, либо он очень слабый.

Из истории

С давних исторических времен Джунгарские Ворота использовали кочевники Центральной Азии как транспортный путь. Чаще всего через проход шли в Европу. Здесь проходил Великий Шелковый путь, в начале 13 века Чингисхан его использовал для завоеваний в Центральной Азии.

В период 1954 – 1990 год через Джунгарские Ворота была построена железная дорога, связавшая транспортные пути Европы и Азии, так был создан Трансазиатский железнодорожный коридор.

Джунгарские  Ворота  в Центральной Азии уникальное место на земле, самая удаленная точка от моря, здесь уникальный климат и природа.

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2