Северный морской путь

Северный  морской путь —  это путь  из Атлантического океана по морям     Северного Ледовитого океана  в Тихий океан вдоль берегов России. Северный морской путь это кратчайший путь из Европейской части России  на Дальний восток, то есть из Санкт – Петербурга во Владивосток. Протяженность морского мути  14280 км. Если следовать из Санкт – Петербурга через Суэцкий канал и Индийский океан то путь – 23200 км.

Северный морской путь имеет огромное значение для хозяйственного и культурного освоения российского Севера.

Где проходит

Северный морской путь начинается от морского порта Санкт – Петербург, далее проходит вдоль побережья Скандинавского побережья по Северному и Норвежскому морю Атлантического океана. Далее морской путь идет вдоль северного российского побережья по Баренцеву, Белому, Карскому, морю Лаптевых, Восточно – Сибирскому и Чукотскому морю. Через Берингов пролив далее путь идет вдоль тихоокеанского российского побережья Берингова, Охотского и Японского моря. Заканчивается в крупнейшем порту Дальнего Востока  — Владивостоке.

Причины открытия Северного морского пути

В конце 19 — начале 20 века Северный морской путь за одну навигацию  никто из путешественников пройти не мог из – за суровости климата и сложной ледовой ситуации  в северном Ледовитом океане, сохранявшейся  большую часть года. Северный морской путь или Северо – Восточный проход был сравнительно хорошо освоен только на западном участке от Архангельска до Енисейского    залива. Дальше было почти неизведанное пространство. К концу 19 – началу 20 века только три корабля смогли обогнуть мыс Челюскин: пароход шведской  экспедиции А.Э.  Норденшёльда «Вега» (1878  г.), норвежский «Фрам» экспедиции Ф.  Нансена (1893  г.) и русская яхта «Заря» академической экспедиции Э.В. Толля (1901 г.).

Интерес к исследованию трассы Северного морского пути (СМП)  — кратчайшей дороги из Европейской части России на Дальний Восток  — возродился в процессе анализа трагических событий русско —  войны 1904—1905  гг. Итог войны мог бы сложиться иначе, если бы русские корабли проследовали на Дальний Восток, огибая северные и северо — восточные берега Азии. Во всяком случае, стратегическое значение Северного морского пути для России стало очевидным фактом.

Вскоре была создана  специальная  Морского ведомства, занимавшаяся этим вопросом  под руководством начальника гидрографического управления генерал – майора  А.И.Вилькитского.

Подготовка  экспедиции по Северному морскому пути

А.И.  Вилькицкий, сделала заключение, что «до тех пор, пока главнейшие этапы по Северо — Восточному проходу не будут оборудованы телеграфами, портами — убежищами и угольными складами, а главное, пока не будут сделаны промеры, фарватер и берега обставлены навигационными знаками, а также пока не будет создана лоция этого 3000 мильного берега, до тех пор этот путь не может иметь решительно  никакого практического значения не только для военного флота, но даже и для коммерческого».

После долгих обсуждений было принято решение об организации Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО), которая за несколько навигаций должна была пройти всю трассу СМП от Владивостока до Архангельска, делая промеры глубин, ведя съёмку побережий, устанавливая навигационные знаки, исправляя старые карты и составить новые.

Для нужд экспедиции были специально спроектированы и построены на Невском судостроительном заводе в Санкт — Петербурге два однотипных ледокольных парохода  — «Таймыр» и «Вайгач».

Это были сравнительно небольшие суда длиной 54  метра, шириной 11  метров, имевшие полное водоизмещение около 1200  тонны и осадку до 4,4  метров. Паровые машины мощностью 1220 лошадиных сил (около 900  кВт) обеспечивали скорость по чистой воде до 10,5 узла (около 19,5 км/ч). При экономичном ходе суда могли пройти без пополнения  запасов топлива до 12  000  миль (более 22 000 км). Пароходы имели ледокольную форму корпусов (при ледовых сжатиях их выжимало вверх) и усиленный набор (шпангоуты располагались через 50  см), были разделены водонепроницаемыми переборками на 35  отсеков. Много внимания  было уделено при строительстве кораблей вопросам теплоизоляции, отопления и вентиляции внутренних помещений судов на случай зимовки. Суда хорошо оснастили навигационными и научными приборами, на каждом установили радиотелеграф, позволявший вести связь на расстоянии до 150  миль (280  км), что было новшеством в полярном плавании. Экипажи были полностью укомплектованы офицерами и матросами военно — морского флота. Первыми командирами кораблей стали опытные офицеры, имевшие в прошлом опыт полярного плавания. Это  капитаны 2 — го ранга А.В. Колчак на «Вайгаче» и Ф.А. Матисен на «Таймыре», которые в 1900—1903 гг. входили в командный состав яхты «Заря». Базой экспедиции был выбран Владивосток, куда оба парохода прибыли в начале июля 1910 г. после долгого 8 — месячного плавания через Атлантику, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф, полковник И.С.  Сергеев.

Плавание на «Таймыре» и «Вайгач»

Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»

Первое плавание «Таймыра» и «Вайгача» в Северном Ледовитом океане началось в августе 1910 г под руководством Вилькитского. Корабли вышли  из Владивостока,  зашли в Петропавловск — Камчатский и бухту Провидения для пополнения запасов угля, а затем через Берингов пролив вышли в Чукотское море, где начались гидрографические работы у северного побережья Чукотки. Условия плавания  по морям Северного Ледовитого океана оказались очень сложными. Вести опись мешали частые снегопады и плохая видимость. Уже в 30 милях от Берингова пролива  сплочённые льды остановили дальнейшее.продвижение на запад.

Северный морской путь с начала 20 века используется Россией для обеспечения перевозок в северные  и восточные территории России. На северном побережье Росси появились порты и города, ведется добыча полезных ископаемых.

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2