Острова Северная Земля

Северная Земля

Северная Земля  крупный архипелаг  островов в Северном Ледовитом океане. По величине территории он занимает третье место после архипелага Новая Земля и Новосибирские острова. Северная Земля  -самая северная провинция Средней Сибири.  Он находится к северу от самого большого полуострова РоссииТаймыр. От этого полуострова архипелаг отделен проливом Вилькитского. С запада Северная Земля омывается Карским морем, а с востока морем Лаптевых, с севера водами Северного Ледовитого океана. Архипелаг состоит из более 150 островов. Его площадь 37,6 тыс. кв.км.

Начало освоения восточного участка Северного морского пути на корабле «Вайгач» и «Таймыр»

К 1909 году перед исследователями была поставлена задача подробно изучить побережье Северной Сибири  и провести гидрологические описания на трассе Северного морского пути. Для этого в 1909 году в Санкт – Петербурге были построены ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач». Они были включены в состав военно – морского флота. Под руководством И.С.Сергеева в июле 1910 года суда прибыли во Владивосток, 20 сентября прошли Берингов пролив. Однако в Чукотское море им преградили путь сплошные льды, суда повернули обратно. Лишь 13 августа 1911 года суда вошли в Чукотское море, а через 10 дней подошли к устью реки Колымы к мысу Медвежьему. Суда 1 сентября после небольшой остановки у западного прохода в пролив Лонга разлучились. Корабль «Вайгач» оттуда был послан на север  и впервые обошел северный берег острова Врангеля. Команда корабля там подняла русский флаг. Затем года ледоколы вернулись во Владивосток, а 9 июля 1912 года они вернулись в Чукотское море. Участники экспедиции сначала описали Медвежьи острова, затем часть Новосибирского архипелага. У безлюдного берега бухты Тикси на мели моряки обнаружили брошенную «Зарю», яхту Э.Толля.В середине августа «Вайгач» достиг 76 град. 9 мин. с. ш. Здесь было много тяжелых льдов, потому экспедиция вернулась в Тихий океан. Постепенно с 1910 по 1912 год ледоколы подготовили освоение всего восточного участка  Северного морского пути на участке от Берингова пролива до устья реки Лены.

Предпосылки освоения Северного морского пути

Вопрос об освоении Северного морского пути  как кратчайшего  из европейской части России на Дальний Восток в начале 20 века вновь усилился в связи  с трагическими событиями русско – японской войны 1904 – 1905 года. Если бы русские корабли могли проследовать на Дальний восток вдоль северного побережья России, то исход войны был бы иным.  К тому времени только три корабля могли обогнуть мыс Челюскин:  А.Э. Норденшельд на «Веге» в 1878 году, Ф.Нансен на «Фраме» в 1893 году и русская яхта «Заря» Э.В.Толля в 1901 году. России нужно было освоить Северо – Восточный морской проход. Для этой цели была создана комиссия Морского ведомства под руководством генерал – майора А.И.Вилькитского. Она пришла к выводу, что необходимо наметить этапы освоения Северо – Восточного прохода.  Чтобы освоить его необходимо иметь порты – убежища на этом пути, сделать промеры морских глубин, фарватер, навигационные знаки на побережье, уточнить карты,  лоцию 3000 – мильного берега для практического использования и для военных целей. Предполагалось отправить экспедицию, которая могла пройти за несколько навигаций  морскую трассу от Владивостока до Архангельска.

Для нужд экспедиции были специально спроектированы и построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге два однотипных ледокольных паровых судна  — «Таймыр» и «Вайгач». Это были сравнительно небольшие суда длиной 54  м, шириной 11  м,  их водоизмещение около 1200  тонн, осадка до 4,4  м. Скорость судов 19,5 км/час, при благоприятных условиях 22 км/час. При создании судов были сделаны прочные корпуса, они имели теплоизоляцию и вентиляцию, внутренних помещений, отопление. Суда были хорошо оснащены навигационными приборами, был установлен радиотелеграф. Первыми командирами были опытные офицеры, имевшие опыт плавания в полярных широтах. На «Вайгаче» капитаном был А.В.Колчак, а на «Таймыре» Ф.А.Матисен. Эти капитаны  ранее входили в командный состав яхты Э.Толля «Заря». Базой экспедиции был владивосток. Туда прибыли корабли в 1910 году после плавания в течение восьми месяцев  через Атлантику, Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский океан.

Открытие Северной Земли

В свое время П.А.Кропоткин высказал предположение, что на северо – восток от архипелага Новая Земля  должен находиться  еще один крупный архипелаг. Это предположение подтвердилось.

Путь «Таймыра»и «Вайгач»

В конце июня 1913 года «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Владивостока. Когда они вошли в устье реки Анадырь тяжело заболел И.С.Сергеев. Вскоре начальником экспедиции был назначен Б.А.Вилькитский.  Ледоколы двинулись вдоль таймырского побережья. Ими была открыта бухта Прончищевой и остров Малый Таймыр, начали огибать мыс Челюскин. На рассвете 21 августа  правее от их курса был замечен силуэт неизвестного острова. Ледоколы подошли к нему. Моряки увидели горы с округлыми вершинами высотой около 500 метров, которые круто обрывались к морю. Тогда «Таймыр» прошел вдоль северного берега этого острова, а «Вайгач» вдоль южного берега.  «Вайгач» вскоре наткнулся на непроходимый лед, повернул обратно и присоединился к «Таймыру». 22 августа 1913 года на берегу вновь открытой Северной Земли был поднят русский флаг на широте 80 град 04 мин. с. ш. Суда прошли вдоль восточного побережья Северной Земли. Вскоре они столкнулись с мощными льдами и повернули назад. С берега моряки взяли образцы горных пород. Неизвестной Земли Санникова они не обнаружили. 12. Ноября вернулись во Владивосток. В ходе этой экспедиции было сделано величайшее открытие к северу от полуострова Таймыр – Северной Земли. 24 июня 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» получили задание пройти Северный морской путь с востока на запад.  5 сентября оба судна вмерзли во льды в 30 км от берега Таймыра. Только 26 июня 1915 года суда освободились от ледового плена, а 13 сентября экспедиция прибыла в Архангельск.

Так с одной зимовкой суда «Таймыр» и «Вайгач» совершили  первый сквозной рейс по Северному морскому пути в западном направлении. В ходе этого плавания был открыт неизвестный до того времени архипелаг Северная Земля. Были проведены измерения глубин, собран материал о живом мире, льдах, климате, водах. В ходе экспедиции были получены новые сведения о природе Арктики.

Изучение Северной Земли

Известный полярный исследователь Г.А.Ушаков  был инициатором составления  первой карты Северной Земли. Под его началом четверо членов экспедиции  Г.А.Ушаков, геодезист Н.Н.Урванцев, охотник С.П.Журавлев и радист В.В.Ходов. На собачьих упряжках  планировалось обследовать архипелаг в течение двух лет. В августе 1930 году ледокол «Сибиряков» подошел к западному побережью архипелага Северная Земля». На острове Домашний была создана база экспедиции, которая имела связь с Москвой.

В октябре  экспедиция совершила первую санную поездку на восток архипелага протяженностью 50 км.  Экспедиция обнаружила самый крупный остров архипелага Октябрьский, на нем был поднят государственный флаг, совершена церемония присоединения острова к СССР. К северо – западу  этого острова был обнаружен о. Пионер. В апреле – мае 1913 года был открыт о. Комсомолец, Большевик. Урванцев определил координаты самого северного мыса – Арктического (81°16′ с.ш. и 95°42′ в. д). Была сделана съемка острова Октябрьской Революции, определено 17 астропунктов. Урванцев составил две карты Северной Земли. Так был открыт и исследован крупнейший архипелаг России.

Северная Земля открыта в ходе поиска северо — восточного прохода из Владивостока в Архангельск под руководством Вилькитского, внутренние районы островов были изучены экспедицией Г.А.Ушакова.

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2