Кубачи

В горной республике Дагестан  Российской Федерации находится самый ревний город страны  — Дербент. Также в Дагестане расположено несколько самых древних  уникальных сельских  поселений: аулы Кубачи, Чох, Крода, Цахур, Гамсутль, Гуниб и другие.

Кубачи

Где находятся

Дагестан

Дагестан. Кубачи

Аул Кубачи находятся  находится в южной части Дагестана, примерно в 70 километрах от города Дербента, в 170 км от Махачкалы.  Это древнее сельское поселение 5 века нашей эры находится в междуречье рек Мехкилекотты и Кинтурокотты. Кубачи расположены на гребне пологого склона Кавказских гор на высоте 1647 метров. Кубачи выглядят как сказочный бело — голубой город восточного средневековья и одновременно как муравейник, ласточкино гнездо, Вавилонская башня. Посёлок накрепко прилепился к южному склону горы с его значительно более тёплым и менее ветреным микроклиматом. Кубачи — единственное место в Дагестане, где обнаружены отчётливые следы зороастризма, древней религии сасанидского Ирана (V—VI вв.). В этом селении проживает 2969 человек.

Занятие населения

В то время вокруг Кубачей формировалось территориально-политическое объединение, получившее иранское название Зарихгеран. В ХII—ХIII вв. его жители, несмотря на многочисленные походы дербентских эмиров, были независимыми и исповедовали зороастризм (ислам окончательно восторжествовал здесь только в 1305 г.). Уже тогда здесь занимались обработкой металла, производством оружия, кольчуг, светильников, посуды. К ХVIII в. у Кубачей сложилась  репутация «нейтральной страны» вроде Швейцарии: аул стал традиционным местом для ведения переговоров между враждующими горскими феодалами; сюда же в случае опасности перевозили на хранение казну и получали её назад в целости и сохранности. В отношении же ремесленного искусства Кубачи — древний и признанный лидер среди всех дагестанских селений, аул непревзойдённых оружейников, чеканщиков и ювелиров, ткачих и вязальщиц. Ювелирным промыслом Кубачи  знамениты и по сей день. Кубачинцы говорят: «Что глаз увидит — то и рука сделает». Дети, приглядываясь к старшим, берут резец уже в возрасте 5—6 лет. В местной школе наряду с общей программой их учат и профессионал

Изделия кубачинских мастеров

ьным навыкам ювелира — различным орнаментам и техникам.  В частности, детей обучают технике знаменитой  кубачинской  «черни» (смешение серебра с серой). Не случайно многие  выпускники школы приходят работать на Кубачинский комбинат народных промыслов.

Каждый кубачинский  дом — своеобразный и во многом неповторимый музей. Внутри на стенах расставлены или развешены подносы, блюда, кувшины и тарелки самых разнообразных форм и размеров, среди них и знаменитые кубачинские мучалы — ромбовидные, очень ёмкие (почти два ведра) кувшины без ручек, с которыми испокон веков ходили и ходят в Кубачах за родниковой водой. Здесь это женское дело, и зрелище кубачинки в белом покрывале («каз») и с мучалом на перевязи вполне обычно.

Статус поселка

В Кубачах непрестанно идёт стройка. Посёлок растёт, сейчас в нём живёт уже более трёх тысяч человек. Все говорят на кубачинском — одном из диалектов даргинского языка. Не забывают родной язык и те кубачинцы (а их немало — около пяти тысяч), кто по тем или иным причинам уехал отсюда. Летом — в пору свадеб — большинство кубачинцев съезжается в свою «метрополию». То, что современные Кубачи имеют статус посёлка городского типа, по — своему оправдано.

Во — первых — из-за преобладания несельскохозяйственных типов деятельности (земледелием кубачинцы исторически не занимаются, и очень немногие держат корову или овец; продукты покупают в основном в магазине или же на базаре, который бывает здесь традиционно по четвергам).

Во — вторых, и это глубоко символично, его старая историческая часть, снизу доверху, от ручейка до сторожевой башни, — превосходно сохранившийся памятник дагестанского средневекового зодчества. На первый взгляд хаотичный лабиринт узких улиц, проулков и тоннелей в действительности имеет свои закономерные сочленения и узлы — площади. Для самих кубачинцев ориентация в этом «хаосе» ничуть незатруднительна.

Архитектурные  особенности поселка

Село Кубачи

Тщательно продуманная система водостоков и канализации, существовавшая не один век, теперь пришла  в запустение. Особая ярусность плоских крыш сейчас почти разрушенная треугольниками жестяных скатов. Раньше на плоских крышах проходила добрая половина жизни кубачинцев. В селе  вертикальная  планировка домов, они наращиваются по вертикали.  Окраска домов с доминированием традиционных для ислама синего и голубого цветов — всё это уникально и с планировочно — градостроительной, и с архитектурной точек зрения.

Никакой другой аул Дагестана не сравнится с Кубачами в этом отношении — ни грушевые Унцукуль и Гимры, утопающие в садах, ни гончарный Балхар, оседлавший холм наподобие муравейника, ни минаретный Согратль, гордо взирающий на поле бранного позора Надир — Шаха, ни плоский Хунзах, словно привязанный к пропасти хрустальными лезвиями водопадов, ни воинственный, ощерившийся башнями Тидиб, ни даже красавец Чох с его аристократически просторными домами, более всего напоминающий своим видом простёршего крылья грифа.

Аул Гамсутль

Селение Гамсутль

Древний  аул Гамсутль  называют российским «Мачу — Пикчу». Он известен ювелирным промыслом, которым занимались в основном женщины.   В 1914 г. в ауле жило 255 чел., в 1959 г. — 312, 1970 г. — 209, составляющих тогда около 60 хозяйств. В 1975 г. здесь было 177 человек,а в августе 1983 г. осталось  7 хозяйств и 10 чел. (из них 7 пожилых людей). В 2010 г. в ауле было 3 жителя.

 Когда — то Гамсутль объединили с лежащим в 9 км от него селом Унты в единый колхоз. Когда пришла пора поднимать хозяйство на прикутанных землях — развивать молочное животноводств, колхозу позарез понадобились рабочие руки на равнине, немало гамсутлинцев откликнулось на зов колхозного начальства. Но, разумеется, не все поголовно. На оставшихся колхоз «обиделся» — да так, что под предлогом экономии пахотных земель запретил строить новые дома на окружающих аул террасах. В начале 1960 — х гамсутлинцы  потянулись кто куда: несколько хозяйств — в Чох, несколько — в знаменитый Гуниб (местный райцентр, о нём мы ещё скажем), около 30 хозяйств — в Чох-коммуну, сравнительно молодое селение садоводов и механизаторов на полпути между Гунибом и Чохом. Но большинство покинули горы навсегда, потянулись вниз, на равнину, причём не столько на пастбищные земли — кутаны, сколько в города — Махачкалу, Каспийск, Кизилюрт.Оставшимся доживающим свой век старикам в ауле и дела не найти: еле-еле с огородом и личным скотом управляются. С ишаками ходят за пенсией, на почту или в магазин, а дорога туда не ближняя: 8 км вниз — вверх, да ещё брод через речку Бецаор, не такую уж и пустячную, особенно после дождей.

В советское время, был в Гамсутле и свой магазин, и своя школа — пусть всего лишь начальная, но своя (её закрыли в 1973 г.). Были здесь когда-то и мастера — серебряники, конкурировавшие с самими Кубачами. Был в Гамсутле и свой годекан (общественный центр, площадь), даже два годекана, где умудрённые жизнью старики тешили себя беседами и последними новостями. Был колхозный сад на террасированных склонах вдоль реки Бецаор. В сезон перегона овец детвора по очереди сторожила его от случайной потравы: неподалёку проходила крупная скотопрогонная трасса. А сегодня отары текут мимо Гамсутля уже прямиком через сад, одичавший, вытоптанный, жалкий, — так и чабанам короче, и овцам сытнее. При таком ходе событий в Гамсутле вскоре не останется ни единой живой души. Раздавленный невидимым глазу социально — демографическим «оползнем», он испускает дух и скоро умрёт «своей смертью».

Гуниб

Этот аул — одно из наиболее известных в историческом отношении мест Дагестана. Здесь разыгрывались последние акты многолетней Кавказской войны, которую вели предводительствуемые имамом Шамилём горцы против царского правительства. Именно здесь в конце августа 1859 г. князем А.И. Барятинским Шамиль был пленён и больше никогда уже не выступал против России. Гуниб заселён аварцами. Аул расположен на высоте 1550 м над уровнем моря на краю плато, со всех сторон окружённого скальными обрывами. Перепад высот между самыми нижними и самыми верхними постройками Гуниба составляет около 700 м. Нынешний Гуниб основан в 1862 г. как русская крепость.  Основное население здесь тогда составляли солдаты и офицеры местного гарнизона. Жили они в специально отстроенном засаженном тополями городке с чистенькими белыми домиками под ярко — красными крышами. Для офицеров и их жён в царском Гунибе действовал клуб с бильярдом и читальней. Дрова для отопления помещений и приготовления пищи приносили в Гуниб горские женщины. Малозаметные развалины аула Верхний Гуниб (он же Старый Гуниб) находятся в нескольких сотнях метров выше детского пульмоноло — гического санатория «Радде». Старый Гуниб расположен на клиновидном мысу с обрывистыми краями. После того как Шамиль сдался, аул был полностью разрушен. Сейчас неподалёку находится только общежитие для сотрудников санатория.Гуниб по природным и историко-культурным основаниям мог бы стать туристическим центром всероссийского уровня. Но сейчас он практически не посещается туристами. Гуниб весьма популярен среди жителей Махачкалы и её пригородов, особенно в летние месяцы. Дело в том, что лето у Каспийского моря невыносимо знойное, к чему особенно непривычны те, кто родился и прожил некоторую часть жизни в горных районах, а таких в дагестанской столице множество. Но в советское время Гуниб был значительным для Горного Дагестана районом притяжения туристов. Турбаза «Орлиное гнездо» в Верхнем Гунибе была открыта в 1967 г. в помещениях, оставшихся от гарнизона русской крепости.  Постепенно обстраиваясь, турбаза достигла вместимости 350 чел. В сезон турбаза давала работу полутора сотням жителей Гуниба, что было существенно для трудового баланса этого аула «былых воротничков», сосредоточенного почти исключительно на своей административно-управленческой роли райцентра и лишённого какой бы то ни было промышленной и сельскохозяйственной «начинки». Нерациональное использование туристических ресурсов Гуниба в былые времена приводило к некоторым негативным моментам.Первый из них — экологические перегрузки на Гунибском плато. Уникальный Гунибский лес подвергается засорению и отчасти вырубке. Особенно этому поспособствовал туристический пеший маршрут.  Угрозу и без того хрупким экосистемам плато создаёт и бесконтрольный выпас  скота в верхней его части и расположение поблизости от него райцентра. Турбаза «Орлиное гнездо», приютившаяся с краю плато, была известна любителям пешего горного туризма всего Союза. Сейчас обветшавшие дощатые строения ждут своей участи: то ли отреставрируют, то ли снесут. А на досуге выполняют функцию летнего оздоровительного лагеря для местных ребятишек. Зато детский пульмонологический санаторий «Радде»для больных бронхиальной астмой никогда не прекращал своей деятельности. Назван он в честь учёного-натуралиста Дмитрия Радде, который выяснил, что здешний воздух обладает уникальными целебными свойствами. Ещё выше санатория расположен высокогорный ботанический сад Дагестанского научного центра РАН, действующий с 1986 г. Здесь собрано около 600 видов местных растений, среди которых есть реликты, например берёза Радде. Гуниб —  метеоролого-климатический уникум: здесь куда более тёплая, ясная и безветренная зима, чем, скажем, в Кисловодске, расположенном на 700 м ниже. Проблемы Гуниба схожи с проблемами ремесленных Кубачей, умирающего Гамсутля и административного Гуниба и других древних сельских поселений Дагестана.

Кубачи одно из древних сельских поселений Дагестана, известное серебряными изделиями.

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Медиа. Глава 2